Проект будущего

В ближайшее время игрокам рынка проектных услуг, чтобы выжить, придется отказаться от традиционной для рынка узкой специализации компаний.

ВПетербурге сегодня около 5 тыс. проектных организаций. "Около 35% из них задействованы в жилищном строительстве, 22% — в транспортной инфраструктуре, 43% организаций работают на проекты в энергетике, промышленности и частном строительном секторе", — рассказывает Дмитрий Кумановский, руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "ЛМС". При этом в городе насчитывается 31 СРО проектировщиков, которые объединяют компании по узкому профилю деятельности.

Советские традиции

"Такое разделение есть следствие присутствия на рынке большого количества бывших советских крупных проектных институтов, часто специализирующихся на какой–то конкретной тематике. В результате остается место и для небольших проектных бюро, работающих над небольшими проектами, в условиях меньшей конкуренции", — поясняет Дмитрий Кумановский. По оценкам Андрея Уртьева, директора СРО НПП "Союзпетрострой–Проект", годовой объем рынка проектных работ в Петербурге — около 12 млрд рублей. Это традиционно несколько процентов от объема всего строительного рынка. Лидерами рынка считаются "Гипростроймост–СПб", институт "Стройпроект", "Ленметрогипротранс", "Трансмашпроект", "КБ ВиПС", "РосНИПИУрбанистики". Основная масса проектных организаций — это малый и средний бизнес либо подразделения компаний–застройщиков. "Крупная компания создает у себя проектное подразделение для снижения издержек. Это не всегда обоснованно, поскольку внешние организации бизнес–ориентированы и мотивированы на борьбу за успешность проекта, а проектные организации в структуре компании "варятся в собственном соку". Но если речь идет о крупных холдинговых компаниях, функции которых распределены по разным подрядным группам, то эта грамотная форма построения бизнеса, успех которой достигается за счет эффективного взаимодействия с подрядчиками", — рассказывает Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL.
При этом основная масса проектных малых предприятий обслуживает частный строительный сектор. "Частный строительный сектор также часто не требует согласований при проектировании, поэтому сроки работ меньше, количество проектов больше, а требования по компетенции сотрудников — значительно либеральнее. Типичный штат — это несколько архитекторов и конструкторов, когда персонал нанимается "под задачу"", — рассказывает Дмитрий Кумановский. По его словам, рынок последние 5 лет качественно почти не меняется из–за сохранения традиционного финансирования проектов от государства и добывающего сектора и низкой активности в остальных отраслях экономики.
"Рынок проектных услуг в России имеет существенный недостаток — отсутствие бизнес–ориентированности, — считает Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL. — То есть собственнику или инвестору нужны реальные проекты, способные продемонстрировать высокую экономическую эффективность, а не просто красивый "бумажный" проект. Рынок нуждается в проектных организациях, которые ориентированы на построение бизнеса заказчика, а не на выполнение одного из этапов проекта".

Зеркальное отражение

Опрошенные эксперты в один голос утверждают, что нынешняя ситуация на рынке в целом отражает общеэкономическую стагнацию. "Стагнация и кризисные явления на строительном рынке автоматически приводят к значительному сокращению количества проектных организаций, оттоку специалистов из этой сферы, отсутствию конкурентоспособности и многим другим негативным последствиям", — считает Ифтихар Арзиманов, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская Арзиманова И. Б.", эксперта НП "Объединение проектировщиков". Остро сегодня стоит проблема с банковскими гарантиями, необходимыми для участия в тендерах. В связи с формированием реестра банковских гарантий финансовые учреждения более строго подходят к их оформлению. "У проектировщиков не хватает средств и нет ликвидных залогов для получения гарантий. Положение проектировщиков тяжелее, чем у строителей, поскольку первые ограничены в средствах, им платят лишь проценты от строительного пирога, да и то, если застройщики рассчитываются честно и вовремя", — отмечает Андрей Уртьев. По его словам, государство слишком мало делает для привлечения инвестиций, поддержки строительства и малого бизнеса при сохранении административных барьеров и налогового бремени.
Высокая конкуренция на рынке, снижение инвестиционной активности — все это должно привести к изменению на рынке проектных услуг. "Из–за замедления развития российской экономики узкая специализация даже крупных проектных институтов будет постепенно заменяться на многопрофильное проектирование. Об этом говорят и последние тендеры на проектирование станций в петербургском метро, когда городские проектанты теряют свои традиционные рынки из–за прихода конкурентов из других регионов. Чтобы выжить, проектировщики будут браться за решение большего круга вопросов", — полагает Дмитрий Кумановский.