Пошли на снижение

Правительство РФ смягчает требования к авиаторам, снижает пошлины на импортное оборудование, чтобы удешевить авиаперевозки. К концу года они подешевеют на 10–12%, прогнозируют эксперты.

Российским авиаперевозчикам разрешили продавать невозвратные билеты, что позволит им повысить рентабельность перевозок, не закладывая в тариф потери от возврата денег пассажирам, отказавшимся от полета. Соответствующие поправки в Воздушный кодекс подписал президент РФ Владимир Путин в конце апреля, они вступят в силу с 21 июня.
По мнению депутатов Госдумы, авторов поправок, нововведение приведет к снижению тарифов в среднем на 25%. Однако участники и эксперты рынка считают, что нововведение не окажет никакого влияния на рынок. Хотя бы потому, что невозвратными могут быть предположительно не более 15% от общего количества билетов, выставленных на продажу. К тому же в некоторых случаях, согласно закону, возвращать деньги все же придется. Например, в том случае, если пассажир откажется от полета из–за внезапной болезни, смерти члена семьи или из–за задержки рейса. Теоретически вернуть деньги смогут жители отдаленных территорий, таких как Камчатка, приобретающие билеты стоимостью в несколько своих месячных зарплат, отмечают эксперты, в этом случае существует возможность отменить сделку в суде, доказав, что она была заключена на кабальных условиях.
А самое главное, отмечают авиаперевозчики, от полета в зависимости от направления отказываются лишь 4 – 7% пассажиров. При этом далеко не все они будут покупать именно невозвратные билеты. Поэтому вполне вероятно, что реальное число билетов, которые не придется возвращать, не превысит 1%. К тому же, как правило, значительную часть отказных билетов авиакомпании продают снова и часто по более высокой цене, оставляя при этом себе удерживаемую с пассажира сумму за возврат билета.

В ожидании "Добролета"

По мнению участников рынка, эти нововведения имеют существенное значение лишь для одного перевозчика — низкобюджетной "дочки" "Аэрофлота" — "Добролет", которая с июля начнет перевозить пассажиров, в частности, между Петербургом и Москвой.
Для того чтобы работать по бизнес–схеме авиадискаунтера, "Добролету" необходимы любые, даже самые незначительные, возможности сэкономить, отмечают участники рынка. Именно ожидания появления на рынке этого игрока, по мнению представителя Aviasales.ru Яниса Дзениса, уже привели к тому, что некоторые авиаперевозчики, в частности "Трансаэро", в начале года ввели новую линейку дискаунт–тарифов с ограничениями: например, бесплатно можно провезти не более 10 кг багажа. Такие билеты стоят на 20% дешевле полноценных.
Нетипичный подход в реализации дешевых билетов предприняла компания U–Tair — она предлагает билеты с дисконтом 40% по ряду направлений без ограничений по сервису, но их можно приобрести только через сайт компании и не позднее чем за 3 дня до вылета.
"Дальше снижать цены авиаперевозчики не могут из–за достаточно невысокой рентабельности авиаперевозок", — считает представитель Aviasales.ru Янис Дзенис.

Пошлины на свалку

Повысить рентабельность авиакомпаний можно за счет снижения аэропортовых сборов, доля которых в себестоимости авиаперевозок может достигать 12%.
В связи с этим Дмитрий Медведев подписал 10 мая распоряжение о снижении стоимости аэропортовых сборов. В частности, предполагается снижение ввозных таможенных пошлин на аэропортовое оборудование, а также планируется разработать до конца этого года план мероприятий по развитию конкуренции среди региональных аэропортов.
Эксперты считают, что снижение аэропортовых сборов, как и невозвратные билеты, не окажет значительного влияния на стоимость перевозок.
По единодушному мнению перевозчиков и экспертов рынка, более серьезное влияние на цены продолжит оказывать обострение конкуренции — парки авиакомпаний стремительно обновляются, их возможности по перевозке пассажиров значительно опережают спрос.
"По этой причине за прошлый год цены снизились на 25%", — говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. А в этом году, по его прогнозу, билеты могут подешеветь на 10 – 12%.
Снижение ввозных пошлин на оборудование не окажет серьезного влияния на тарифы авиаперевозчиков. Намного более серьезным шагом в этом направлении могло бы стать освобождение аэропортов от большинства налогов, как в США. Также терминалы могли бы снизить сборы, если бы больше думали о развитии сопутствующих услуг. Если в США доходы от них составляют 50–60% в бюджете аэропортов, то у нас не более 10%. Отменять пошлины нужно было давно, раз эта отрасль промышленности у нас уже разрушена. Но было бы намного дальновиднее со стороны правительства все же приложить усилия к ее восстановлению.
Олег Смирнов
президент Фонда содействия развитию гражданской авиации