"Деловой Петербург". Иностранным водителям дали отсрочку

Автор фото: Киташов Роман

 Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, как МВД и Минобрнауки сорвали реализацию программы по замене водительских прав мигрантов

Перевозчикам пассажиров разрешили еще год безнаказанно использовать труд иностранных водителей без водительских удостоверений российского образца. Российские права иностранцы должны были получить к 7 мая этого года. Однако правительство РФ не подготовило постановление, регламентирующее обмен документов. Предприниматели сомневаются, что к 1 июня 2015 года ситуация изменится из–за конфликта между МВД РФ и Минобрнауки. Они, по словам предпринимателей, энергично борются за контроль над финансовыми потоками, выделяемыми с этого года из федерального бюджета на повышение безопасности движения (более 4,6 млрд рублей в год).
Программу разработали по инициативе бывшего президента РФ Дмитрия Медведева, который еще в 2009 году заявил о необходимости повысить безопасность на дорогах. Спустя пару лет инициатива Медведева материализовалась в законе № 132 "О безопасности движения". Повышать безопасность власти предлагают за счет улучшения качества водительского состава. В России почему–то распространено мнение, что многие беды на дорогах случаются по вине водителей–мигрантов, мол, они не знают правил и ездят как попало. Поэтому законодатель запретил гражданам других государств садиться за руль транспортных средств без российского водительского удостоверения, а чтобы получить его, водители–мигранты должны сдать теоретический экзамен в органах ГИБДД.
Сомнительно, что эти меры существенно повысят безопасность на проезжей части. По данным ГИБДД, за 2013 год погибло более 27 тыс. человек (примерно 75 человек в сутки) — это во много раз больше, чем в любой европейской стране. При этом за 4 месяца этого года в сравнении с прошлым годом количество погибших возросло на 8%, а Ленобласть заняла третье место в списке самых аварийных регионов после Калужской области и Калмыкии. Согласно статистике тяжких ДТП, по вине иностранных водителей погибает меньше всего людей, примерно 130 человек в год. Для сравнения: по вине водителей — сотрудников МВД и военнослужащих погибает вдвое больше людей, но в отношении их квалификации у чиновников вопросов не возникает.
В пылу межведомственной борьбы правительство РФ не подготовило своевременно постановление, регламентирующее процедуру сдачи экзамена и порядок выдачи иностранцам российских прав. А это поставило под угрозу деятельность многих транспортных компаний, в РФ только на общественном транспорте трудится более 80 тыс. мигрантов, из них около 5 тыс. в Петербурге. Предпринимателям удалось договориться с гаишниками о переэкзаменовке водителей. В итоге более 80% иностранных водителей в Петербурге успешно выдержали экзамен, но выдать им права инспектора не могут без постановления правительства.
Постановления же нет, поскольку Минобрнауки и МВД не могут договориться, в частности, о том, кто должен контролировать процесс подготовки и переподготовки водителей, а следовательно, создавать и содержать за казенный счет учебную инфраструктуру, издавать методическую литературу. Это, по оценкам перевозчиков, сотни миллионов рублей, с которыми не хотят расставаться чиновники этих ведомств.