"Деловой Петербург". На пивном рынке без перемен

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

СПб. Крупные пивоваренные компании могут потерять в этом году до 5,8 млрд рублей. Такова цена законодательных ограничений на торговлю и продвижение пенного напитка.

На прошлой неделе датская Carlsberg A / S, крупнейший игрок российского пивного рынка, в состав которого входит петербургское ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", отчиталась за I квартал 2014 года. Carlsberg скорректировал свои ожидания от работы в этом году в сторону ухудшения — лидер российского рынка пивоварения ожидает падения в натуральном выражении в диапазоне mid–single–digit (под этим понимается 4 – 6%). Ранее компания ожидала падения рынка в диапазоне low–single–digit (то есть 1 – 3%). Если в денежном выражении падение будет сопоставимым, то, исходя из экспертной оценки объема российского пивного рынка в 96 млрд рублей в 2013 году, по итогам 2014 года предприятия отрасли могут потерять до 5,8 млрд. Кстати, по итогам 2013 года, по данным Росстата, объем производства пива в стране уже сократился не менее чем на 8,5%.

Хватает и без санкций

"Объявленные европейскими странами и США экономические санкции в большей степени вносят нервозность и деструктивность, основными причинами падения рынка являются административное давление на отрасль и увеличивающаяся фискальная нагрузка", — утверждает Андрей Ерин, директор по корпоративным отношениям ОАО "САН ИнБев".
В Carlsberg ухудшение прогнозов объясняют плохой динамикой российского рынка, а также "неблагоприятными политическими условиями". Но и Carlsberg подчеркивает, что ожидания по рынкам стран Восточной Европы стали более неопределенными не только из–за экономической, но и из–за политической обстановки.
Как говорил в интервью "ДП" Исаак Шепс, президент ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", "запрет на реализацию пива в киосках оказал более значимое влияние, потому что в одночасье мы потеряли десятки тысяч покупателей".
"В России ситуация на рынке пивной продукции остается непростой, что привело к сокращению объема продаж более чем на 15%", — говорится в отчетности Heineken Russia за I квартал 2014 года. Жан–Франсуа ван Боксмеер, президент концерна Heineken, также говорит о неблагоприятных факторах, которые продолжают определять ситуацию на пивном рынке России.
В целом рынок пива в России сократился более чем на 25% за период 2008 – 2013 годов и по–прежнему характеризуется слабыми продажами, доходность отрасли снизилась более чем на 40%, приводит данные Андрей Ерин. В Efes напоминают, что акциз за это время увеличился в 6 раз — с 3 до 18 рублей на литр в 2014 году.

Пивоваренные проблемы

С 2008 года в стране закрылось уже восемь крупных пивоваренных заводов, напоминают в Союзе российских пивоваров. Так, в 2013 году "САН ИнБев" остановил работу производственной площадки в Новочебоксарске в Чувашии, а в этом году Efes закрыл сразу два завода — в Москве и Ростове. Такие меры в компании объяснили сокращением рынка на 20% из–за законодательных ужесточений пивной отрасли. Помимо того, на решение повлияли "серьезные ограничения коммуникации с потребителями, запрет продаж пива в нестационарных объектах, введение дополнительных ограничений по времени и местам продаж на уровне регионов".
В дальнейшем крупнейших пивоваров ожидает сокращение их доли рынка, которая сейчас составляет 78,4%, по данным Carlsberg. Ситуация складывается неплохо для малых пивоварен, к которым закон более мягок, но праздновать пока рано, считают участники рынка, слишком часто меняются условия игры для этого бизнеса.