"Деловой Петербург". Ледокольный контроль

Автор фото: Яндолин Роман
Спуск на воду кормы Мистраля на Балтийском заводе.

Росатом отдает контракт на строительство двух серийных атомоходов стоимостью 84 млрд рублей Балтийскому заводу. Это позволит предприятию увеличить выручку в 1,5 раза. Соглашение может быть подписано уже в мае.

Долгожданный контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК–60) стоимостью 84,4 млрд рублей получит ООО "Балтийский завод — судостроение" (БЗС, "внучка" Объединенной судостроительной корпорации, управляющая Балтийским заводом). Этот заказ увеличит выручку предприятия в 1,5 раза, ежегодная прибавка составит в среднем 14 млрд рублей в год до 2020 года.
Итоги конкурса будут подведены 7 мая. Как стало известно "ДП", еще в апреле на Балтийском заводе состоялось совещание, на котором заказчик ледоколов глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, топ–менеджеры ОСК и представители Минпромторга РФ договорились о том, что контракт получит БЗС, но только при условии, что заказчик сможет полностью контролировать движение денежных средств по контракту, сообщил источник в Росатоме.

Полный акцепт

Контракт на строительство серийных ледоколов Росатом выставил на торги в конце 2012 года, и с тех пор подведение итогов неоднократно переносилось. Сперва из–за отсутствия средств у атомной госкорпорации. А после того, как в 2013 году правительство РФ утвердило сумму бюджетных расходов на ледоколы, цена контракта была снижена с 86 млрд рублей до 77 млрд, что не устроило судостроителей. В ответ Росатом решил поручить строительство подконтрольному ОАО "ОКБМ им. И. И. Африкантова". Как ранее писал "ДП", эта организация подала заявку в Ростехнадзор, чтобы получить необходимую лицензию на строительство первого и второго серийных атомоходов. БЗС обзавелся всеми документами еще в августе 2013 года.
Но в итоге, оценив все риски, Росатом согласился повысить цену до 84 млрд рублей и отдать контракт БЗС в обмен на полный финансовый контроль деятельности подрядчика в рамках этого заказа.
"В контракт уже внесены изменения о том, что мы будем акцептовать любое движение денежных средств, предварительно проверяя правильность трат подрядчика. Также существенно расширены штрафные санкции за неисполнение контракта в срок, что вызвало большие трения со стороны ОСК. Мы усиливаем финансовый контроль, исходя из печального опыта сотрудничества с Балтзаводом по строительству плавучего энергоблока для атомной теплоэлектростанции", — объяснил источник в Росатоме.
По его мнению, вероятность 95%, что БЗС придет на конкурс 7 мая и контракт будет подписан, и только 5%, что откажется от участия из–за несогласия с более жесткими условиями контракта.
В ОСК подтвердили намерение Росатома контролировать финансы и даже готовы согласиться с тем, что без ведома заказчика средства расходоваться не будут. "Сейчас обсуждается вопрос о степени и механизме финансового контроля со стороны Росатома", — сообщил источник в ОСК.

Ледоколы на всех

Также в ОСК сейчас активно обсуждается схема кооперации БЗС с другими судостроителями, которым держатель контракта передаст часть работ по ледоколам, поскольку самостоятельно выполнить заказ в срок завод не в силах, прежде всего из–за слабой технической оснащенности. По этой причине уже сейчас все суда на заводе строятся с отставанием. В частности, корма универсального десантного корабля–вертолетоносца "Севастополь" (класс Mistral L9013) с опозданием спущена на воду в минувшую среду, 30 апреля.
"Отставание составляет примерно 45 суток, по внутреннему графику мы должны были к 1 марта сформировать ее на стапеле и в середине месяца спустить на воду", — пояснил источник на предприятии. Не лучше обстоят дела и по другим заказам предприятия.
Как ранее писал "ДП", завод не выдерживает сроков по строительству дизель–электрического ледокола 25 МВт (ЛК–25 заказ ФГУП "Росморпорт") и плавучего энергоблока для Росатома.
Плюс к этому с ноября 2013 БЗС строит головной ЛК–60, который должен быть передан заказчику ФГУП "Атомфлот" до 30 декабря 2017 года.
"Со стороны ОСК и Росатома есть понимание, что построить все ледоколы на Балтзаводе при текущем уровне оснащения предприятия невозможно. Фактически для постройки годится лишь один стапель, предприятию необходимы новые тяжелые краны, персонал. Поэтому рассматривается вопрос о строительстве второго ледокола на другой верфи", — поясняет источник в Росатоме. Источник в ОСК сообщил, что одна из возможных схем кооперации — это передача корпусных работ на Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК), отделка судна будет производиться на финской Arctech Helsinki Shipyard, 50% акций которой недавно докупила ОСК, доведя свою долю в капитале иностранной верфи до 100%. А третий ледокол будет строиться снова на Балтзаводе. Руководство ВСЗ подтвердило, что подобная схема обсуждается, отметив, что никаких решений пока не принято. Стоит отметить, что надстройку для ЛК–25 строит Nordic Yards в Германии.