"Деловой Петербург". Евро влияет на отчеты

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Руководитель розничного бизнеса Neste Oil в России и в Прибалтике Пану Копра об особенностях российского рынка топлива, планах по приобретению сетей конкурентов, перспективах сжиженного газ и о влиянии роста курса евро на доходы финской компании.

Каким образом вы собираетесь развивать свое российское направление в этом году? Планируете ли открывать новые заправочные станции?

— В ближайшие годы компания планирует инвестиции на уровне 10 млн евро в год. Это несколько ниже, чем в предыдущие годы. Это связано с тем, что в последние годы мы много вкладывали в ребрендинг, который в настоящее время почти полностью завершен. У нас в планах строить четыре–пять АЗС в год.

Где вы планируете устанавливать свои станции?

— Neste Oil интересуют любые подходящие места. Сейчас мы выходим за пределы Петербурга и осваиваем Ленобласть, а также прилегающие области. Например, недавно мы открыли станцию в Гатчине, сейчас строимся в Псковской и Новгородской областях. Есть станции на пути в Эстонию, Финляндию и Москву.

Планируете ли вы приобретать существующие сети АЗС?

— Мы всегда с большим интересом относимся к приобретению готовых АЗС, так как в этом случае можно легко предугадать, как покупка отразится на объемах продаж. Именно поэтому мы недавно приобрели несколько заправочных станций "Башнефти".

Возможно, в будущем будут проданы станции сети "Фаэтон", которые банки пытаются избавить от контроля со стороны бывших владельцев. Ведете ли вы предварительные переговоры об их покупке?

— Это вопрос несколько закрытый, но мы контролируем ситуацию и следим за всеми возможными сетями, которые могут продаваться.

Как недавний рост евро повлиял на ваш российский бизнес?

— Мы покупаем бензин за рубли и продаем за рубли, поэтому на показатели нашего российского бизнеса это повлияло не сильно. Но, поскольку все наши отчеты перед финскими акционерами поступают в евро, конечно, в них показатели несколько ухудшились.

А как насчет топливных присадок, которые вы ввозите из Финляндии?

— Да, к сожалению, это также влияет на наши показатели.

Может ли это каким–то образом повлиять на цену бензина на ваших заправках?

— Мы всегда стараемся продавать по конкурентоспособным ценам. Поэтому к повышению цены это не приведет.

Сейчас экономическая ситуация в России ухудшается. Как это отразится на топливном рынке?

— Я не могу дать долгосрочный прогноз. В настоящий момент пока ничего драматичного не происходит. Бизнес продолжается.

В Европе сейчас увеличивается потребление топлива, не требующего производства углеводородов при своем производстве. Когда подобное может наступить в России?

— Компания постоянно проводит исследования рынка и проверяет, насколько потребитель заинтересован в подобного рода продуктах. Обычно основной стимул для перехода на биотопливо — это внимание к окружающей среде.
Можно сказать, что за последние годы в России оно несколько повысилось, но в целом незначительно. Это все еще не решающий фактор для российского потребителя. Я надеюсь, что осведомленность людей о необходимости сохранения окружающей среды и использовании возобновляемого топлива постепенно вырастет и спрос на него увеличится. Но я не верю, что какие–то кардинальные изменения в этой сфере произойдут в ближайшее время. Поэтому сейчас мы не ввозим в Россию ни биотоплива, ни экологических присадок.

Сейчас экономические санкции против России в связи с российско–украинским конфликтом вводятся одна за другой. Возможна ли ситуация, при которой Евросоюз или правительство Финляндии вдруг введут такие дотации на производство биотоплива, которые позволят серьезно сократить закупки нефти из России?

— К сожалению, я не могу ничего сказать на эту тему. Это политический вопрос, а я бизнесмен.

Недавно "Газпромнефть" начала создавать заправки на сжиженном газе. Считаете ли вы это направление перспективным?

— Мы очень внимательно следим за опытом "Газпромнефти". Если направление станет востребованным, то мы не исключаем, что тоже могли бы заняться им. Все–таки наша задача — удовлетворять потребности клиента. Но пока конкретных планов у нас нет.

Возможно, существуют новые направления вашего российского бизнеса, в отношении которых у вас есть планы?

— Они действительно есть, но сказать об этом пока не могу.

Действительно ли Neste Oil продает на своих заправках только бензин Киришского нефтезавода?

— Нет, это не так. В последнее время качество производимого топлива в России повысилось. Поэтому среди наших поставщиков есть различные компании. Например, "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть".

Где сейчас продажа топлива приносит вам больше прибыли — в России или Европе?

— Конкретные цифры я назвать не могу, но в Петербурге рентабельность нашего бизнеса намного выше, чем в Европе. Хотя бы потому, что там намного больше плотность заправочных станций. В результате это влияет на среднюю выручку с каждой АЗС. Наш бизнес в Польше, к примеру, в прошлом году нам и вовсе пришлось продать компании Shell, так как мы теряли в выручке. Это уже не отвечало главным принципам нашего бизнеса — занимать на рынке одну из лидирующих позиций.

И какая у вас сейчас позиция в Петербурге?

— В Петербурге, в отличие от Европы, очень сложно определить долю рынка, потому что этот рынок чрезвычайно закрытый. В свою отчетность розничные нефтетрейдеры много чего не закладывают, поэтому не существует достоверных исследований на эту тему. Однако я уверен, что мы являемся одним из лидеров рынка.

Изменяется ли предпочтение российских потребителей бензина?

— Постепенно спрос смещается в сторону 95–го бензина. Он становится предпочтительнее 92–го.
Пока еще в России очень небольшой объем потребления дизеля. Но я уверен, что ситуация будет меняться, так как сейчас мы наблюдаем постепенную дизелизацию транспорта.
 
 

Биография

Пану Копра

> Родился в 1972 году. Получил диплом МБА в Бизнес–школе Хенли, Великобритания.
> До 2009 года руководил бизнесом Neste Oil в Латвии. В 2009 году занял должность генерального директора ООО "Несте Санкт–Петербург".
> В 2010 году перешел на позицию вице–президента Neste Oil Oyj, руководителя розничного бизнеса концерна в Прибалтике и России.

 
 

 
 

О компании

Neste Oil Oyj

> Финская нефтяная компания основана в 1948 году. Крупнейший собственник компании (50,1%) — правительство Финляндии. Выручка в 2013 году — 17,462 млрд евро.
> В России Neste Oil действует с 1990 года. Выручка ее российской "дочки" ООО "Несте Санкт–Петербург" в 2012 году — 13,6 млрд рублей. Компания управляет сетью из 68 АЗС, а также эксплуатирует собственный терминал в Бронке.