"Деловой Петербург". Кредиты не едут

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Объем выданных в Петербурге автомобильных кредитов в первом квартале 2014 года резко упал и составил 697 млн рублей. Это связано с отменой льготной госпрограммы автокредитования. Эксперты считают, что без нее рынок продаж машин не восстановится.

В некоторых банках Петербурга уже почувствовали, что в I квартале текущего года в сравнении с тем же кварталом 2013 года обращений за автокредитами стало меньше, в других говорят об отсутствии прироста по объему выдачи. В банках отмечают, что такая ситуация сложилась из–за досрочного сворачивания программы госсубсидирования ставки в конце 2013 года.
Причем банкиры отмечают, что восстановить рынок без господдержки крайне сложно. Интересно, что в конце прошлой недели Минпромторг ответил на чаяния автодилеров и банкиров, заявив, что, скорее всего, льготная программа по автокредитам будет возобновлена с 1 июля.

Скорость на нуле

В I квартале 2014 года банк "ВТБ 24" выдал 2330 кредитов на автомобили в Петербурге, что на 24% меньше, чем за тот же период 2013 года, а объем кредитования снизился на 22%, до 1,3 млрд рублей.
"В I квартале 2014 года объем выданных автокредитов в Петербурге составил 697 млн рублей. Несмотря на общий спад продаж автомобилей, объем выданных банком кредитов практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года", — говорит Алексей Главатских, директор по розничному бизнесу Северо–Западной дирекции Росбанка.
В свою очередь, Сбербанк в 2013 году передал свои программы автокредитования в Сетелем Банк, что обеспечило последнему рост показателей. Игорь Макаров, заместитель директора макрорегиона "Северо–Запад" Сетелем Банка, говорит, что в I квартале 2014 года его банк выдал в Петербурге 1,3 млрд рублей кредитов на машины, что в 3,5 раза больше, чем в том же квартале 2013 года.
"Объем выдачи кредитов на 1 апреля составил 490 млн рублей против 1,551 млрд рублей в I квартале 2013 года, что обусловлено именно передачей бизнеса в Сетелем Банк", — комментируют в пресс–службе Северо–Западного банка Сбербанка.
В банках отмечают, что наибольший удар по рынку нанесло досрочное сворачивание в конце 2013 года льготной госпрограммы автокредитования.
"Без программы государственного субсидирования ставки рынок продаж авто не восстановится, даже несмотря на то что в I квартале 2014 года в связи с макроэкономической нестабильностью часть населения страны предпочла избавиться от свободной рублевой ликвидности и в том числе инвестировать в приобретение автомобиля", — рассуждает Татьяна Савина, заместитель директора Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу.
Она добавляет, что зато благодаря изменению поведения потребителей на рынке существенно подрос премиальный сегмент — те, кто откладывал покупку дорогого автомобиля, решили сделать это сейчас, пока цены не выросли. Кроме того, вырос объем продаж китайских брендов.
" Автопродажи продолжают свое падение. Отмена госсубсидирования этому поспособствовала, людям, выбирающим экономсегмент, тяжело перестроиться со ставок 8 –12%, которые были при господдержке, на текущие 13 –17%, таким образом, значительно снизилась доля кредитных сделок и, соответственно, общие продажи", — говорит Игорь Макаров.

Кредиты дешевле не станут

Ситуацию на авторынке не улучшает и то, что банки не готовы значительно снизить ставки. "Ставки на автокредиты колеблются в пределах 12 – 19%, наибольшее количество предложений сконцентрировано в диапазоне 14 – 16% годовых для кредитов в рублях.
"Принимая во внимание давление политического фактора на рынки, а также меры ЦБ РФ, направленные на сжатие рублевой ликвидности, ставки будут расти на 1 – 2%, а банки пересматривают кредитную политику в сторону ужесточения требований к заемщикам, — говорит Татьяна Савина. — Вместе с тем для привлечения внимания качественных и незакредитованных заемщиков крупнейшие игроки рынка будут проводить совместные акции с отдельными стратегическими партнерами".
Ставки начинают расти, это результат удорожания ресурсов и непростой ситуации в экономике.
Такая тенденция, несомненно, скажется на темпах развития рынка, согласен с коллегой Алексей Главатских.
Что касается автокредитов, то худшим месяцем I квартала по традиции стал январь. Февраль показал рост на 30% по отношению к январю, а в марте прирост составил 15% к февралю. Длинные выходные в самом начале года не могли позитивно сказаться на продажах новых автомобилей. Также низкий уровень спроса мы получили из–за досрочного окончания программы госсубсидирования автокредитования в конце 2013 года — все, кто хотел и успевал взять машину в дешевый кредит, это сделали. Негативный информационный фон и ослабление рубля также стали причиной снижения спроса как на новые автомобили, так и на автокредиты.
Даниил Макаршин
директор центра автокредитования филиала "ВТБ 24" в Петербурге