Аресты на границе

На фоне коррупционных скандалов в Росгранице начались проблемы у петербургского ЗАО "Ространсстрой" — крупного подрядчика строительства пограничной инфраструктуры.

На позапрошлой неделе Арбитражный суд СПб и ЛО принял 69 исков от ООО "Петербургская лизинговая компания" (ПЛК) к ЗАО "Ространсстрой" (РТС)и его "дочке", ЗАО "Росстроймеханизация" (РСМ), — структурам группы "Ространсстрой". Речь идет о расторжении лизинговых договоров и возврате почти 100 единиц арендованной техники на общую сумму около 100 млн рублей. В рамках исков судом арестовано около 50 единиц железнодорожной и строительной техники, в том числе подъемные краны, ж.–д. платформы, погрузчики и автомобили.
Как сообщил гендиректор ПЛК Дмитрий Горизонтов, РТС и РСМ взяли в лизинг технику для строительства ж.–д. путей в 2011 году. Более года лизингополучатели исправно платили, но весной 2013 года прекратили исполнение обязательств. "Мы относимся к нашим заемщикам очень лояльно и всегда идем навстречу, если возникает сложная ситуация, — комментирует свои иски Дмитрий Горизонтов. — Но переговоры с этим должником пока не привели к положительному результату. Нас кормят обещаниями, что вот–вот все наладится, —а улучшений нет. С недавних пор платежи и вовсе прекратились, поэтому мы приняли решение о расторжении договоров". В "Ространсстрое" воздержались от комментариев, подтвердив лишь, что работают над исками ПЛК.

Большие подряды

По данным СПАРК, РТС и РСМ принадлежат выходцам из ОАО "РЖД" Александру Казарцеву, Александру Ракову и Юрию Преснову. Они с 1990–х годов являются совладельцами приватизированной "дочки" Октябрьской железной дороги — ОАО "Мостопоезд 46".
По данным СПАРК, РТС и РСМ были активными участниками рынка госзаказа, выигрывая заказы Росгранстроя — структуры Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграницы). Примечательно, что обе фирмы были созданы в ноябре 2008 года, а незадолго до этого главой Росграницы был назначен выходец из Петербурга Дмитрий Безделов. Тогда же подведомственную ему дирекцию Росгранстрой, занимающуюся строительством пограничной инфраструктуры, возглавил Данила Вавилов.
За 2012 год структурыРТС получили в Росгранстрое контракты на общую сумму 1 млрд рублей, в том числе на реконструкцию ж.–д. погранперехода на границе с Финляндией в Выборге (296 млн рублей) и строительство автомобильного погранперехода Кяхта на границе с Монголией (602 млн рублей). Также РТС участвовала в реконструкции погранпунктов Торфяновка и Брусничное в Ленобласти и Дербент в Дагестане. Интересно, что выйти на рынок дорожного строительства Петербурга РТС не удалось: в 2012 году компания участвовала в тендере на реконструкцию Синопской наб. за 1,5 млрд рублей, но проиграла.
"То, что выходцы из РЖД активно сотрудничали с Росграницей, неудивительно, — рассуждает глава ассоциации предприятий дорожно–мостового комплекса Петербурга "Дормост" Кирилл Иванов. — Все связанные с этим допуски к гостайне у них имеются, дорожно–строительные компетенции — тоже".

Аресты за арестами

Интересно, что финансовые проблемы группы "РТС" начались на фоне разгоревшегося в 2012–2013 годах коррупционного скандала в Росгранице, в результате которого глава ведомства Дмитрий Безделов лишился должности.
Началось все в конце 2012 года, когда вице–премьер РФ Дмитрий Рогозин объявил, что в Росгранстрое могут использоваться непрозрачные схемы финансирования при освоении федеральной целевой программы "Развитие госграницы РФ в 2011 – 2013 годах". Начавшиеся вслед за этим проверки, затронувшие все госзаказы Росгранстроя, завершились осенью 2013 года возбуждением уголовного дела о хищении 1,2 млрд бюджетных рублей при строительстве ж.–д. пункта пропуска Адлер на границе с Абхазией в 2010 году. Под следствие сначала попали пятеро подчиненных Дмитрия Безделова, в том числе глава Росгранстроя Данила Вавилов: они были задержаны сотрудниками ФСБ прямо на рабочих местах и впоследствии арестованы.
В начале 2014 года к следователю был приглашен и сам Дмитрий Безделов, но на допрос он не явился. 15 апреля 2014 года МВД объявило его в федеральный розыск, а через неделю, 22 апреля, был назначен новый глава Росграницы — экс–глава концерна "Калашников" Константин Бусыгин.
Данных о связи проблем РТС с расследуемым уголовным делом нет. Но, по мнению Кирилла Иванова, когда в госзаказчике происходят смена руководства и коррупционные скандалы, от неплатежей по действующим контрактам часто страдают и непричастные к махинациям генподрядчики.