Роскошь обучения роскоши

Генеральный директор французской образовательной группы INSEEC, специализирующейся на менеджменте для рынка luxury, Катрин Леспин о ситуации в мировом бизнес–образовании, о кризисе и роскоши, перспективах развития и новых владельцах группы.

Катрин, как вы оцениваете ситуацию в европейском, мировом бизнес–образовании?

— Ситуация контрастная. Некоторые географические зоны, такие как Европа и Соединенные Штаты, — зрелые рынки, в то время как в других наблюдается большой прирост студентов, желающих обучаться бизнесу. Это в первую очередь касается Китая, Индии, стран Персидского залива и России. Многие студенты из этих стран обучаются, кстати, в Европе или в США.
Речь идет о тех из них, кто хочет приобрести опыт, одновременно обогатив теоретические знания. Однако в этих странах появляются и развиваются сильные бизнес–школы, которые начинают конкурировать с западными.

С какими проблемами сегодня сталкиваются бизнес–школы?

— Я бы назвала три основные проблемы. Во–первых, стагнация спроса на бизнес–образование на рынках некоторых развитых стран.
Во–вторых, недостаточная критическая масса для решения проблем интернационализации, требований к исследовательской работе и педагогическим инновациям.
В–третьих, иногда, и особенно в период кризиса, ставится под сомнение актуальность преподавания определенных предметов и подходов.

И каким образом можно их решить?

— На примере нашей бизнес–школы скажу, что мы стараемся сделать программы привлекательными для иностранных студентов, разрабатывая специализированные курсы. К тому же мы создаем кампусы, которые учитывают местные экосистемы: например, о вине преподают в Бордо, о роскоши — в Париже и Монако, о финансах — в Лондоне.
Что касается актуальности тех или иных подходов в преподавании, то мы пересматриваем содержание наших программ и делаем сильный упор в обучении на философию, социальное предпринимательство и особенно на понятие корпоративной социальной ответственности, а также поддерживаем профессиональные сообщества и ассоциации, их проекты и инициативы.

Насколько сегодня сложна ситуация в бизнес–образовании в сфере luxury? Ощущается ли общий экономический кризис?

— Экономический кризис имеет лишь ограниченное влияние на бизнес–образование в сфере люксовых товаров по двум причинам. Во–первых, многие рынки по–прежнему быстро развиваются (по некоторым оценкам, глобальный рынок luxury в 2013 году составил 223 млрд евро. — Ред.).
Во–вторых, темпы роста рынка роскошных товаров повсюду превышают средний темп роста экономики (в 2012 году прирост составил 10%, в 2013–м — 5%. По прогнозам до 2015 года — 6 – 7%. — Ред.). Стало быть, спрос на эффективных специалистов, а значит, и на образовательные программы в этой сфере всегда поддерживается в различных сегментах индустрии роскоши.
Кстати, подтверждением, что сегмент luxury на рынке бизнес–образования имеет перспективы, можно считать решение инвестиционного фонда Apax Partners приобрести INSEEC (сумма сделки составила 200 млн евро. — Ред.). Это первая инвестиция фонда в сектор высшего образования. Наша цель на ближайшие 5 лет — увеличить оборот в 2 раза, до 240 млн евро. Это не значит, что мы удвоим количество студентов, скорее, внедрим новые образовательные модели.
 
 

Справка

Кто есть кто

> Группа INSEEC имеет кампусы во Франции, в Монако, Англии, США. Готовит специалистов для индустрии роскоши, а также коммуникаций и дизайна, виноделия, туризма и art de vivre (искусства жизни). Бизнес–школы, принадлежащие группе, входят в топ–10 лучших французских школ, топ–30 лучших в Европе и топ–50 лучших в мире.