Удивительная продажа телешоу

Петербургские создатели телешоу "Удиви меня" рассказали, как их проект купил американский продюсер.

Американский продюсер Рики Киршнер купил формат телевизионного шоу "Удиви меня", который был создан петербургским продюсерским центром PCpromotion. Это первое шоу петербургского производства, проданное за рубеж, утверждает генеральный продюсер компании Евгений Бинов. Сделка была заключена между Киршнером и телеканалом "ТВ–3", который транслировал три сезона этого телешоу. Ее стоимость не разглашается, но, по экспертным оценкам, она могла составить $3,7 млн.
"Удиви меня" — талант–шоу, в котором соревнуются фокусники.
Другие известные примеры талант–шоу — "Минута славы" и "Голос", которые идут по Первому каналу.

Фокус, да и только

"Однажды ко мне пришел друг, бизнесмен Дмитрий Александров. Он увлекся фокусами и красочно рассказывал о своем хобби. Так и появилась идея формата "Удиви меня". Прямых инвестиций в эту разработку у нас не было. В медийном бизнесе можно заработать на идее", — рассказал "ДП" Евгений Бинов.
Впоследствии продюсерский центр заключил договор на производство телешоу с ТВ–3.
На канале в 2011 – 2012 годах прошло три сезона шоу фокусников. В 2011 году проект получил премию "ТЭФИ". Вскоре права на показ шоу продали на Украину, в Латвию, Израиль, Германию и другие страны.

Знаток реалити–шоу

В 2013 году проектом "Удиви меня" заинтересовался Рики Киршнер, американский бизнесмен, продюсер и владелец компании Ricky Kirschner Production. Он известен созданием реалити–шоу The Biggest Loser ("Потерявший больше всех"), которое показывают на NBC и снимают еще в трех десятках стран. В рамках шоу люди с избыточным весом худеют за денежный приз.
Подобные программы идут и на российском телевидении, но их формат несколько видоизменен, что позволило российским каналам не покупать лицензию на The Biggest Loser.
Что касается формата "Удиви меня", то "ТВ–3" получит плату за его покупку в случае выхода шоу на экраны в Америке, а также лицензионные отчисления. PCpromotion получит роялти (регулярное вознаграждение за право использования) от ТВ–3. Размер роялти будет зависеть от того, на каком канале будет показано шоу, и от размера аудитории этого канала.

Сложно защитить

Случаи продажи российских форматов телешоу единичны.
"Россия вступила на рынок продажи шоу–форматов позже других стран и не была ориентирована на создание продаваемых международных шоу. Я не знаю петербургские компании, способные производить прибыльные форматы.
Ко мне с вопросами о приобретении обращались дважды, но оба раза это ничем не закончилось. Форматы оказалось слишком сложно защитить", — рассказал "ДП" продюсер и телеведущий Кирилл Набутов.
От того, насколько легко защитить формат, зависит и его цена.
"Она также зависит от популярности шоу в стране–производителе, от количества уже проданных лицензий и от затрат на производство", — рассказал "ДП" Сергей Ильченко, автор и ведущий телепрограмм, доцент высшей школы журналистики СПбГУ.
Так, молодой петербургский телеканал "Санкт–Петербург" рассчитывает в перспективе продать один из своих форматов.
"Пока в качестве примера могу привести телесериал СТС "Папины дочки", который транслируется у нас в эфире. В свое время он был успешно реализован на медиарынке в Германии", — сказал "ДП" Сергей Боярский, гендиректор телеканала "Санкт–Петербург".

История продаж

В 2013-2014 годах в России купили право использования всего трех форматов. Помимо петербургского "Удиви меня", были приобретены формат московского сериала "Кухня" (производство ГК "Yellow, Black and White", шел на СТС) и еще одного сериала "Моими глазами" (производство под руководством режиссера Заура Болотаева, шел на ТНТ). "Кухню" приобрела американская CBS Studios, а "Моими глазами" - американская Fox Television Studios.
Ранее упомянутый выше сериал "Папины дочки" в 2009 году купил немецкий канал Das Vierte. В 2008 году американский телеканал CW купил формат "Смешариков" и запустил мультфильм Gogoriki, а в 2005 году ТНТ продал право использования формата "Дома-2" американскому Sony Pictures Television. Так же за этот период Первый канал продал свои форматы "Что?Где?Когда?" и "Небесный суд". В том числе, американская лицензионная версия "Что? Где? Когда?" под названием Million Dollar Mind Game снималась для телеканала АВС и вышла в эфир осенью 2011 года. Проект было решено не продолжать.