"Деловой Петербург". Логическая развязка

Автор фото: Коньков Сергей

Петербургские бизнесмены привлекают госфинансирование к транспортным проектам, от которых зависит развитие их бизнеса, — строительству развязки в Мурино и железнодорожной ветки в Бронку. Оплатить проектирование этих объектов они готовы сами.

Петербургские бизнесмены активно включились в решение инфраструктурных проблем региона. Как стало известно "ДП", с подачи застройщиков, работающих в Мурино, будет построена автомобильная развязка с КАД, а ХК "Форум" добилась прокладки железнодорожных путей к своему порту в Бронке. Предприниматели настаивают на схеме государственно–частного партнерства: без этих объектов их проекты стоимостью более 200 млрд рублей потеряют всякий смысл.
Бизнес готов оплатить проектирование обоих транспортных объектов. Дальше АНО "Дирекция развития транспортной системы в СПб и Ленобласти", созданная Минтрансом и правительствами соседних регионов, должна добиваться выделения средств из федерального бюджета, так как и развязка с КАД, и пути к порту в Бронке важны для развития территорий. Если же в финансировании за федеральный счет откажут, не исключено, что бизнесменам придется финансировать и часть строительного цикла, чтобы десятки миллионов рублей, потраченные на проектирование, не пропали.
Примеры, когда предприниматели, не дожидаясь бюджетного софинансирования, берут на себя нагрузку по созданию дорог, есть. Например, компания "Стерх" за $3 млн построила съезд с КАД на Выборгское шоссе. Холдинг "Адамант" оборудовал путепровод для подъезда к своему МФК, расположенному между КАД и Выборгским шоссе. IKEA за $8 млн построила мост через Мурманское шоссе к своему магазину. Компания "Айтакс" — съезд с КАД к бизнес–парку "Парнас". А "ЮИТ–СПб" вложил $1,5 млн в проект продолжения Суздальского пр. до ЖК "Новоорловский".

Муринские миллиарды

Первый крупный проект строительства крупной развязки с участием заинтересованного в решении инфраструктурных проблем бизнеса будет реализован в Мурино.
"За счет инвесторов уже ведутся предпроектные работы, будет создано ТЭО. Это послужит основой для обращения в федеральное правительство за финансированием", — говорит вице–губернатор по строительству Георгий Богачев. К 2025 году в этом районе может появиться около 4 млн м2 нового жилья для более чем 50 тыс. человек. По данным "Петербургской недвижимости", десяток компаний уже возводят здесь 23 жилых комплекса общей площадью 1,1 млн м2. Добраться в новые районы можно по единственной двусторонней дороге на Бугры, разбитой самосвалами. А через 3 – 5 лет после заселения домов новый район ждет транспортный коллапс. Развязка с КАД решит проблему и позволит активнее продавать квартиры.
Предпроектные работы завершатся через 2 месяца, их финансирует УК "Мурино", принадлежащая совладельцу "Евроинвеста" (крупнейший землевладелец района) Андрею Березину. Заказчиком выступает Дирекция транспортного развития Петербурга и Ленобласти под руководством Кирилла Полякова.
Как рассказал Андрей Березин, проектирование развязки начнется в 2015 году и обойдется в 40 млн рублей. После будут ясны стоимость и параметры развязки. Приблизительно объект обойдется в 1,5 – 2 млрд рублей.
В Девяткино рассматривается возможность строительства международного автовокзала в составе транспортно–пересадочного узла, говорит Кирилл Поляков.
Областные власти уже сообщали, что идея проекта современного хаба, куда войдут метро, железнодорожный вокзал, междугородний и международный автовокзал, уже одобрена на федеральном уровне. Она включена в "Программу развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти на период до 2020 года" Минтранса РФ.
Строители говорят, что денег на проект им не жалко.
"Это залог нормального развития наших проектов", — говорит гендиректор "Лидер групп" Руслан Юсупов.
Глава ЦДС Михаил Медведев сообщил, что еще одна развязка появится в районе Бугров на пр. Культуры. "Инициатива снизу в таких вопросах редкость. Но это вынужденная мера", — подытоживает он.

Бронка во главе узла

Холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко профинансирует предпроектные работы по прокладке 40 км железной дороги от строящегося порта Бронка к станции Гатчина–Товарная. Эти работы, заказчиком которых является Дирекция транспортного развития Петербурга и Ленобласти, обойдутся инвестору в 10 млн рублей.
Руководитель дирекции Кирилл Поляков говорит, что схема ГЧП — возможный вариант реализации этого проекта, а его стоимость определится после предпроектных работ. Эксперты говорят, что она составит не менее 20 млрд рублей. Железная дорога позволит перевозить грузы из порта Бронка в обход города и станет вторым обходным путем для порта Усть–Луга. Генеральный директор ХК "Форум" Дмитрий Михальченко надеется, что ветка будет введена в строй до 2020 года. "Бронка находится в черте города и имеет выход на КАД. После реконструкции станции Бронка и прокладки прямой ветки на Гатчину доля контейнеров, перевозимых по железной дороге, может достичь 30%. Сейчас она составляет 15 – 20%", — говорит Дмитрий Михальченко.
Эксперты полагают, что у проекта в Бронке большие шансы получить федеральное финансирование."Бенефициарами и менеджерами порта являются выходцы из ФСБ. Нынешнее руководство Минтранса хорошо знакомо с основателями ХК "Форум". Уверен, что проект получит необходимые деньги и будет успешно реализован", — говорит глава OMG Виталий Архангельский.
А вот министр транспорта Максим Соколов уже намекнул бизнесменам, что денег в федеральном бюджете не много, поэтому приоритет будет отдан тем проектам ГЧП, в которых больше доля частных инвестиций.
Такого подхода власти придерживаются не только в инфраструктурном строительстве. Например, группа "ИСТ" в течение 5 лет потратит 500 млн рублейна улучшение городской среды Тихвина, где расположен принадлежащий ей вагоностроительный завод. "Скудный бюджет — беда муниципальных властей. Поэтому бизнес вынужден брать на себя несвойственные функции", — говорят представители "ИСТ".
"ГЧП при реализации подобных проектов не панацея. Однако у этой схемы есть существенное преимущество перед госзакупками: участие бизнеса в таких проектах минимизирует "налог на коррупцию"", - говорит глава юридической фирмы "Качкин и партнеры" Денис Качкин.
Несмотря на внешнеполитические факторы, бизнес продолжает инвестировать в инфраструктуру и развиваться. Развязка в Мурино необходима: там будет международный автовокзал. Кроме того, трасса Петербург — Матокса не справляется с нагрузками, в том числе и из–за отсутствия выхода на КАД. Порт Бронка планирует стратегический проект — железнодорожные пути, которые позволят развивать Ломоносовский район, строить там новые производства, где будут работать люди. Схемы финансирования обоих проектов обсуждаются. Это будет либо ГЧП, либо включение в госпрограммы.
Кирилл Поляков
директор Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти
Чем больше таких проектов, тем лучше. Когда бюджету не хватает ресурсов, это единственный возможный выбор. Но, если частный бизнес будет готовить проекты и документацию за свой счет, нужно тщательно контролировать, чтобы это было действительно в интересах развития территорий. Обычно проект максимально открыт для софинансирования со стороны кредиторов, когда такие работы ведутся за счет бюджета. Если государство примет решение софинансировать реализацию проекта частного бизнеса, оно должно понимать, какие государственные задачи решаются за счет этого.
Алексей Чичканов
вице–президент Газпромбанка