Столичные знаковые проекты

Конкуренция двух столиц не актуальна для девелоперского рынка. Московские игроки гораздо больше озабочены освоением обширной территории Подмосковья, где спрос никогда не ослабевает.

Московские девелоперы часто сетуют на то, что бизнес в Петербурге имеет ряд "местных особенностей" — в частности, что все процессы идут очень медленно. Столичные же игроки привыкли к высокой динамике и острой конкуренции. Не случайно первая волна московских девелоперов в Петербурге пришлась на докризисную фазу бурного роста рынка. Преимущественно это были проекты коммерческой недвижимости, в том числе довольно значительные по масштабу. Наибольший выбор площадок под застройку был в офисном и складском сегменте, поэтому только за 2007 год было заявлено не меньше десятка проектов крупных бизнес–центров и складских комплексов с участием московских компаний. "В числе известных нереализованных можно вспомнить проекты ПИК (StormProperties) в Пулково, "Главстрой" — "Апраксин двор", РГС–Недвижимость — CloverPlaza, проект "Чайка Плаза", первые заходы в Новую Голландию. Тех, что пошли в жизнь, осталось немного — непотопляемые проекты штаб–квартир нефтегазовых компаний — "Транснефть", "Газпромнефть", "Лукойл" и некоторые небольшие проекты, например бизнес–центры компании "Овентал", — комментирует Олег Громков, руководитель аналитического отдела ООО "Северо–Запад Инвест".

Квартирный вопрос

Москвичей, желающих прощупать петербургский спрос на жилье, после бурного роста цен в 2006 году тоже хватало. Однако найти возможность для масштабных инвестиций в жилые проекты, как всегда, сложнее. Более того, в Петербурге уже сложилась группа основных игроков.
"Кроме "Росстройинвеста", получившего крупный надел в Купчино, и "Главстроя", рискнувшего приобрести права сразу на два проекта комплексного освоения территорий (КОТ) на торгах Фонда имущества в 2005–2008 годах, заметных новых игроков не появилось. Конечно, можно вспомнить сделку ПИК с "Морским фасадом", но, к сожалению, кризис ее разрушил, а также историю с "Квартира.Ру" (долгострои)", — рассказал Олег Громков.
После кризиса интерес москвичей стал угасать, и из крупных московских строительных компаний на рынок вышла только "СУ–155" с крупным экономпроектом в Каменке. В нынешней непростой экономической ситуации местные девелоперы скептически оценивают выход на рынок московских коллег. В настоящее время в мегаполисе работает несколько столичных компаний. Они заявляют о планах по масштабному строительству, осваивают огромные, по меркам города, рекламные бюджеты. Но пока трудно назвать проект, который был бы реализован с точным выполнением взятых на себя обязательств по срокам и качеству строительства. Московские компании, как правило, первые проекты реализуют в сегменте экономкласса, привлекая покупателей доступным предложением. Но согласно проводимым опросам покупатели испытывают некоторое недоверие к москвичам, предпочитая местные компании при прочих равных условиях.

По местным ценам

Рынок Петербурга по–прежнему остается привлекательным для московских девелоперов в первую очередь за счет низкой стоимости земельных активов по сравнению с Москвой, говорят эксперты. "Однако из–за дефицита земельных участков, который наблюдается в последнее время в Петербурге, многие девелоперы менее охотно рассматривают вариант выхода на наш рынок.
На текущий момент в Петербурге работает не много московских застройщиков. Самым ярким представителем столичного девелопмента является компания "Главстрой–СПб", которая реализовала в Северной столице три проекта: "Северная Долина", "Юнтолово" и "Панорама 360". При достаточно высоком качестве строительства стоимость квартир в данных объектах вполне приемлемая. Средняя стоимость однокомнатной квартиры в ЖК "Северная Долина" составляет около 3 млн рублей, двухкомнатной — около 3,8 млн рублей, а трехкомнатной — порядка 5,2 млн рублей. Несмотря на существенные проблемы с социальной инфраструктурой в рамках проекта, компания добилась высоких показателей. Сегодня "Главстрой–СПб" в месяц осуществляет порядка 600 сделок", — комментирует Полина Яковлева, директор департамента новостроек NAI Becar.
Еще один столичный новичок — компания "Интэко", которая у нас строит под брендом "Патриот–Нева". Компании принадлежит два проекта — "ПАРКОЛА" у метро "Парнас" и элитный особняк "Монферран". Цены у московских застройщиков, скорее, ниже, так как москвичи нацелены на высокую прибыль за счет больших объемов продаж. Именно поэтому выбор столичных игроков падает на проекты эконом– или комфорт–класса. Другой вариант — это реализация знаковых и даже имиджевых для инвестора проектов, которые становятся "жемчужинами в коллекции".