"Деловой Петербург". Усть–Лугу обиходит новый управдом

Автор фото: Коньков Сергей

ОАО "Компания Усть–Луга" передает часть полномочий по обслуживанию порта и объекты коммунального хозяйства на общую сумму 900 млн рублей государственным управляющим. Причиной реорганизации компании может быть ухудшение ее показателей.

Правительство Ленобласти создает государственную компанию, которая будет управлять имуществом и инфраструктурой порта Усть–Луга и припортовых территорий. Как поясняют чиновники, она будет выполнять функции единого окна в вопросах эксплуатации коммунальных систем порта.

Коммунальная УК

Сейчас все полномочия по управлению портом находятся в руках его девелопера — ОАО "Компания Усть–Луга", которое на 20,99% принадлежит Ленобласти. Другим собственником ОАО является офшор "Инвестпорт Холдинг Истэблишмент" (Лихтенштейн), участники рынка связывают его с топ–менеджментом компании.
"По поручению губернатора концепцию УК планируется создать до 1 июля. Мы прорабатываем ее параметры, определяем объем услуг по водоснабжению, водоотведению, канализованию, электроэнергии, уборке, охране территории, содержанию дорог и сетей связи", — рассказал вице–губернатор Ленобласти по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский. Сейчас проводится оценка объектов, предназначенных для передачи в управление УК, по предварительным подсчетам, их стоимость может составить 600–900 млн рублей.
"В перспективе мы бы хотели, чтобы УК управляла имущественным комплексом рядом с портом, в том числе и индустриальной зоной. Такая практика есть во всех европейских портах. Сейчас идут переговоры с собственниками имущественного комплекса порта", — пояснил вице–губернатор. Как сообщили чиновники, в Европе муниципалитеты обеспечивают инфраструктурную подготовку территории, а инвесторы занимаются строительством. В России же все вопросы строительства и дальнейшего обеспечения порта ложатся на инвесторов. Ленобласть разделит эти функции. В компании "Усть–Луга" сообщили, что "собственники терминалов не участвуют в обсуждении вопроса создания УК". В компании считают, что новая УК обеспечит "прозрачность взаимодействия и снижение рисков" для владельцев терминалов.
Владельцы терминалов в Усть–Луге от официальных комментариев отказались. На условиях анонимности они предполагают, что причиной реорганизации компании "Усть–Луга" может быть ухудшение ее финансовых показателей. Чистая прибыль ОАО за 2012 год (данных за 2013 год компания не предоставляет) оказалась на 78% ниже плана и составила 21,6 млн рублей. Объем инвестиций (626,8 млн рублей) по итогам того же года также был на 61% ниже запланированного. При этом у компании довольно весомый кредитный портфель — свыше 1,68 млрд рублей.
По данным "ДП", на 2014 год запланирована допэмиссия акций ОАО "Компания Усть–Луга". Правительство Ленобласти намерено выкупить от 25 до 33% акций.

Такого еще не было

В России государственные УК иногда создаются для строительства и реконструкции портов (например, ООО "РМП Тамань"), а управлением занимаются администрации и капитаны морских портов. Частные компании на территории портов действуют как операторы терминалов, поясняет Николай Захаров из консалтинговой группы "НЭО Центр".
Для западных стран также не характерна схема, придуманная в Ленобласти. Крупнейшими европейскими портами Роттердам и Гамбург управляют администрации, представляющие интересы муниципалитетов, которым принадлежат порты.
По мнению Андрея Шенка из "Инвесткафе", создание УК в Усть–Луге позволит упростить отношения владельцев терминалов с различными структурами, обслуживающими порт, и снизить издержки. Однако из–за усиления роли государства может пострадать инвестиционный климат в порту. У каждой компании свои запросы, и вряд ли унифицированный пакет услуг от УК устроит всех, считает Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент".
А вот президент ООО "УК "Морской фасад" Серик Жусупов считает разделение компетенций в Усть–Луге логичным: "В России это единственный проект такого масштаба, когда с нуля создается порт. Разделение полномочий позволит более эффективно заниматься развитием порта и повысит качество коммунального обслуживания".
Нескольких турпоездок в зарубежные порты недостаточно, чтобы управлять портовыми территориями. Не думаю, что и в правительстве Ленобласти кто–то в этом профессионально разбирается. Возможно, когда разработают конкретную программу действий государственной управляющей компании, будет проще разобраться в плюсах или минусах ее создания. Пока же эта идея далека от жизни, и непонятно, что выиграют собственники терминалов. Не исключено, что это только добавит бюрократических препон. С другой стороны, правительственная структура сможет стать посредником между бизнесменами и различными федеральными структурами, создав нормальные условия для работы в порту таможни, фитоконтроля, СЭС и других федеральных структур.
Виталий Архангельский
Президент Omg