"Деловой Петербург". Где же венчурные сделки?

Автор фото: Яндолин Роман

Управляющий партнер iDealMachine Сергей Фрадков - о том, есть ли прогресс на венчурном рынке.

Сегодня у любого наблюдателя за прогрессом венчурного рынка постоянно возникает вопрос: где же сделки? Почему на российском венчурном рынке их так мало?
К нам непрерывным потоком обращаются стартапы. Так, завтра в iDealMachine пройдет презентационный день, на который приглашаются команды, которые хотят привлечь инвестиции под свой IT–проект или идею. Таким образом, ежемесячно через наши руки проходят десятки, а иногда и сотни заявок от компаний, пытающихся привлечь инвесторов. Однако очень немногие добиваются успеха. Как выясняется, дело не в недостатке денег или инвесторов.
В России сегодня десятки венчурных фондов, сотни бизнес–ангелов и значительное количество государственных организаций, дающих разного рода гранты. Все они имеют серьезную мотивацию вложить деньги, находящиеся в их управлении. Значит, что–то не так со стартапами.
Есть несколько фундаментальных причин, которые делают стартапы привлекательными для инвесторов: сильная команда, перспективная бизнес–модель, значительный размер рынка. Что же происходит с этими факторами в России?
Сила команды — ключевой фактор привлекательности для инвестора. Известны случаи, когда опытные предприниматели получали деньги на план, нарисованный на салфетке, исключительно потому, что в прошлом успешно реализовывали свои идеи и зарабатывали деньги для инвесторов. На развитых инновационных рынках это либо выходцы из крупных технологических компаний, либо серийные предприниматели. В России же люди с неохотой покидают рабочие места в крупных компаниях, а серийных предпринимателей пока нет — рынок очень молод. Что касается бизнес–модели, сегодня большинство основателей стартапов не обладают навыками их формулировки. Глядя на презентации, очень часто невозможно понять, как компания собирается зарабатывать, какую проблему клиентов решает, какие у нее конкурентные преимущества. Это, конечно, не прибавляет энтузиазма инвесторам.
И, наконец, проблема большого рынка, точнее, его отсутствия. Основной поток идей сегодня — это либо клоны мировых сервисов, которые, разумеется, не могут претендовать на выход на мировую арену, либо что–то, основанное на научных разработках, которые несут в себе риски, связанные с неумением ученых активно заниматься продажами.
В итоге, когда инвесторы видят стартап, в котором есть одно из более критически важных качеств, их энтузиазм создает ажиотаж и дает ощущение хождения по воде. Все эти факторы приводят к понижению доходности инвестиций. Притом что у российского инновационного рынка действительно большой потенциал.