Вопрос о статусе Крыма и Севастополя после референдума пока остается открытым. Точно так же неизвестно, какой будет форма управления в республике, и решение новых вопросов может отвлечь Кремль от старых, связанных, например, с Петербургом.
Несмотря на то что вопрос на крымском референдуме ставился однозначно — о присоединении к РФ, — статус полуострова пока не определен. Во вторник с внеочередным посланием Федеральному собранию собирается выступить Владимир Путин, и до того, как выскажется он, никто ничего конкретного не озвучивает.
Тем не менее, уже были сделаны некоторые высказывания. Известно, что Крым не намерен входить в состав России на правах рядового субъекта, а стремится к статусу федеративной республики, об этом заявил накануне премьер-министр Крыма Сергей Аксенов. Известно также, что Севастополь претендует на статус города федерального значения, и спикер Госдумы Сергей Нарышкин уже сказал, что "не видит в этом никакой проблемы". В декларации о независимости, принятой Верховным совета Крыма (уже переименованным в Госсовет) сказано, что республика станет "независимым и суверенным государством с республиканской формой правления". С Крымом будет заключен межгосударственный договор.
Исходя из этих фактов, можно предположить, что Крым войдет в Россию примерно на тех же правах, что и, например, Татарстан, имеющий свою Конституцию и являющийся "государством, объединенным с РФ". Тогда оба региона — а города федерального значения у нас отдельные субъекты — следовало бы включить в состав Южного федерального округа.
Здесь, правда, есть сомнения. Во-первых, Путин все-таки недавно публично заявлял о том, что вариант присоединения Крыма к России не рассматривается. Конечно, можно сказать, что вот неделю назад не рассматривался, а теперь вполне рассматривается, и вообще, мало ли что я говорил, но все-таки российский президент до сих пор был хотя бы внешне последователен. Во-вторых, в Крым сейчас будут вкладываться значительные бюджетные средства, по подсчетам РБК, до $3 млрд в год, и оставлять их без особого контроля неумно.
В связи с этим высказываются и другие версии: например, вхождение независимого Крыма в малоизвестное, но вполне существующее Союзное государство России и Белоруссии. Или гонконгский вариант "одна страна — две системы". Не исключено, что для Крыма может быть придуман новый, не описанный пока в российской Конституции, вариант. Госдума без сомнения проштампует поправки в основной закон с предельной скоростью.
Наверняка изменения ждут и систему управления. Кто-то должен будет в качестве спецпредставителя курировать Крым — новое любимое детище Путина после Олимпиады. Самым логичным вариантом всем представляется вице-премьер Дмитрий Козак, который курировал подготовку к Олимпиаде и из Сочи практически не вылезал. Не исключено создание поста специального вице-премьера по связям с Крымом, а заодно Абхазией и Южной Осетией.
Между тем Козака называли в качестве реального претендента сразу на два губернаторских кресла — Краснодарского края и Петербурга. Соответственно, если он займется Крымом, по этим направлениям он из списка кандидатов выпадает. Версия о предполагаемых рядом экспертов досрочных выборах губернатора Петербурга этим сентябрем и так выглядела довольно теоретической, а сейчас, на фоне украинских событий, эта тема совсем ушла из повестки дня. Для проведения сложных выборов сейчас явно не время.