Смена локомотива

Рынок лизинга в 2013 г. от падения удержали сделки с авиатехникой и растущий спрос на оперативный лизинг.

Второй год подряд российский рынок лизинга стагнирует. Номинальный объем нового бизнеса по итогам 2013 г. значимо не изменился и составил, по предварительным оценкам "Эксперт РА", 1,3 трлн рублей. К слову, в 2012 г. темпы прироста также были близки к нулю. В Петербурге серьезного увеличения объемов рынка лизинга эксперты тоже не ожидали в связи с сокращением количества поддерживаемых городским правительством инвестпроектов, уточняет представитель ГК "ЗЕСТ".

Новый драйвер

Повторение прошлогодних результатов в основном связано с сокращением сделок с вагонами. Так, доля лизинга ж. – д. вагонов сократилась с 50% в 2012 г. до 35% в 2013 г., что было вызвано перегревом предложения на рынке.
"Падение было заметно в секторе полувагонов, а также небольшое — по нефтеналивным цистернам, — говорит Анастасия Халилова, директор департамента по работе с крупнейшими клиентами ЗАО "Сбербанк Лизинг". — Другие виды показывали положительную динамику, и мы с ними заключали больше сделок, чем раньше. Мы считаем, что дно рынка достигнуто и ожидается его коррекция вверх. В частности, растет объем перевозок с использованием вагонов СУГ (сжиженные углеводородные газы. — Ред.), и мы с оптимизмом смотрим на рост продаж по этому типу вагонов".
Заметную роль на рынке лизинга стал играть сегмент авиатехники, доля которого, по оценкам экспертов, приближается к 20%. В частности, за прошлый год доля авиационного лизинга в портфеле "Сбербанк Лизинга" выросла более чем на 10 процентных пунктов, составив к концу года около четверти портфеля.
По словам директора управления по развитию международного бизнеса ЗАО "Сбербанк Лизинг" Павла Пискуна, в целом по рынку большая часть игроков в сегменте авиализинга (65%) — это иностранные лизинговые компании и банки. "В авиации имеет место длинный цикл от заказа до поставки самолета — не менее 2 лет, — комментирует он. — Связано это с тем, что крупные компании обычно заказывают самолеты большими партиями. Поэтому если разговор заходит о текущей поставке самолетов, то речь, как правило, идет о реализации сделок, по которым договоренности были достигнуты 1 или 2 годами ранее".
Сделки с авиатранспортом стали локомотивом роста и для местного рынка лизинга. Так, госкомпании "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ–Лизинг" заключили контракты с петербургской компанией "Трансаэро" по передаче ей самолетов. С 5 до 10% выросла доля лизинга авиационного транспорта и в ГК "ЗЕСТ". По оценке экспертов, в Петербурге за прошлый год темп роста рынка лизинга составил 5 – 10%.
Независимые лизинговые компании наращивали портфели за счет розничных сделок с легковым, грузовым транспортом и спецтехникой. Так, в ГК "Интерлизинг" в 2013 г. рост продаж по сравнению с предыдущим годом составил чуть более 30%, а в Северо–Западном дивизионе, где львиная доля продаж приходится на Петербург, — 44% (до 3,15 млрд рублей). Компания "СЛК" по итогам 2013 г. также смогла значительно опередить средние показатели по рынку, размер портфеля увеличился более чем на 50%.

Другие схемы

Участники рынка отмечают рост спроса на оперативный лизинг, особенно среди "дочек" западных компаний. По оценкам директора департамента по развитию группы компаний "СЛК" Антона Малышева, количество новых сделок по данной схеме увеличилось на 5% в 2013 г., а их доля в целом по рынку приблизилась к 10%. "При оперативном лизинге автотранспорта компания–лизингополучатель получает комплексную услугу по эксплуатации автомобиля — нет проблем, связанных с эксплуатацией, ремонтом, содержанием автомобиля. Вместо этого есть понятный фиксированный ежемесячный платеж", — говорит о преимуществах схемы Антон Малышев.
По данным "Эксперт РА", за 9 месяцев 2013 г. оперативный лизинг занял 8% в общей сумме сделок, увеличившись за год вдвое. Сделки оперативного лизинга пока составляют значимую часть лизинга самолетов. Однако и по другим видам имущества лизингополучатели все больше проявляют интерес к данной схеме. В ГК "Интерлизинг" отмечают рост спроса на операционный лизинг в сегменте грузового транспорта и строительной техники. "В 2013 г. также можно отметить увеличение спроса на возвратный лизинг. Связано это с отменой в 2013 г. налога на имущество в части движимого имущества. Особенно это коснулось имущества, поставленного на баланс в 2012 г.", — указывает Сергей Жарков, руководитель Северо–Западного дивизиона компании "Интерлизинг".