"Деловой Петербург". Сергей Воронков: "Примеров инвестиций такого масштаба нет"

Автор фото: Ермохин Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Генеральный директор Ленэкспо Сергей Воронков.

В октябре откроется выставочный комплекс "ЭкспоФорум" в Пулково. Сергей Воронков, гендиректор ООО "ЭкспоФорум–Интернэшнл", рассказал dp.ru о будущем проекта, отсталости российской выставочной индустрии и о том, почему Сочи не конкурент Петербургу.

Сергей Георгиевич, открытие выставочного комплекса "ЭкспоФорум" запланировано на 7 октября 2014 года. В эту же дату, как известно, день рождения отмечает президент РФ Владимир Путин . Это случайное совпадение?
— Конечно. У нас была другая логика выбора даты. Открытие "ЭкспоФорума" приурочено к старту Петербургского международного газового форума. В строительство конгрессно–выставочного комплекса вкладывает деньги "Газпром", а газовый форум — его приоритетное мероприятие. Так что мы совместили два знаковых для инвестора события.
Успеете достроить в срок?
— Работы идут полным ходом. Выставочные корпуса подведены под крышу. Уже можно получить полное представление о том, как комплекс будет выглядеть. Выставочные павильоны и таможенно–логистический комплекс сдадим в конце июня. К середине сентября введем в строй конгресс–центр вместимостью до 10 тыс. человек и православную церковь. А ввод в строй двух отелей сети Hilton и двух бизнес–центров завершится к 2015 году. Также на территории будет парковка на 4,7 тыс. мест, крытые переходы между павильонами, кафе и рестораны.
Насколько "ЭкспоФорум" будет больше "Ленэкспо"?
— Смотря как их сравнивать. По территориям — в 4 раза: "ЭкспоФорум" занимает 56 га между Пушкинским и Петербургским шоссе, а "Ленэкспо" — 14 га в Гавани. Если сравнивать размер выставочных залов, то в 2 раза: их в Пулково будет в этом году около 50 тыс. м2 (а в перспективе около 100 тыс. м2) против 30 тыс. м2 в "Ленэкспо". А если говорить о масштабе конгрессно–выставочной деятельности, то в перспективе оборот "ЭкспоФорума", по нашим расчетам, удвоится по сравнению с "Ленэкспо".
Какая судьба ждет старую площадку?
— В Гавани планируется редевелопмент. Но не сразу, а через 2 – 3 года. Время потребуется для разработки проекта, получения всех согласований.
Концепция проекта еще не утверждена, но уже можно говорить о том, что там появится жилой квартал с богатой коммерческой инфраструктурой. Будут отели, торгово–развлекательный комплекс, яхтенная марина и яхтенный центр. Будет морская набережная с променадом. Видимо, останется конгресс–холл на 1 тыс. человек.
Выставочные площади уберем полностью. Они требуют много земли: на 1 м2 выставочных помещений нужно до 7 м2 сопутствующих площадей — под стоянки и логистику. Места на Васильевском острове мало.
Как намерены использовать площади "Ленэкспо" до начала редевелопмента?
— На сегодня шесть из восьми выставочных павильонов морально устарели. Но мы планируем сдавать их площади в аренду под различные магазины и склады. Мероприятия — корпоративы и шоу — будут проходить в павильонах № 7а и № 8а. А остальные павильоны можно использовать под постоянно действующие ярмарки.
В городе не урегулирована нормативная база по выделению участков под открытые ярмарки. Это дает нам шанс создать постоянно действующую площадку. В том числе для фермеров, которые ограничены в доступе к торговым сетям.
Все ли организаторы мероприятий согласились переехать из "Ленэкспо" на новую площадку?
— Да, практически 100%. Мы активно перезаключаем договоры, обсуждаем совместные программы продвижения новой площадки, а также сроки переезда. Традиционные выставки "Ленэкспо" составят костяк мероприятий "ЭкспоФорума".
Ставки аренды на новой площадке возрастут?
— Ставки на 2014 год мы сохранили на прежнем уровне. Далее возможна индексация в соответствии с уровнем инфляции и конкурентным предложением в Москве и в Европе.
Известно, что " Газпром " вложит в "ЭкспоФорум" $1 млрд. Как быстро окупятся инвестиции?
— Вы назвали полную стоимость проекта, включая отели и бизнес–центры. У них разные сроки окупаемости. Но средняя окупаемость конгрессно–выставочных площадей — 18 – 20 лет. Правда, мир не знает примеров коммерческих инвестиций такого масштаба, потому что обычно в эту отрасль инвестирует государство.
Кто будет управлять новым комплексом?
— Мы сами. Осенью прошлого года компания "ЭкспоФорум", которая начинала проект, разделилась на две: ЗАО "ЭкспоФорум", которое отвечает за строительство комплекса, и ООО "ЭкспоФорум–Интернэшнл", которое будет им управлять. Звать в управляющие иностранного оператора мы передумали. Да никто и не захочет работать на условиях возврата инвестиций. Экономика проекта будет жесткой.
Городские власти не участвуют в проекте финансово, но они хотя бы помогают вам в работе?
— У нас конструктивный диалог. Смольный официально поддерживает восемь наших мероприятий. Но нам, конечно, хотелось бы большего. Во всем мире выставочная деятельность имеет налоговые льготы по имуществу и земле. Совет Федерации рекомендовал субъектам Федерации такие льготы предоставить. Надеемся на них. А еще ждем скорейшего исполнения городом его обязательств по развитию транспортной инфраструктуры в районе Пулково. По строительству того же метро…
Но ведь этот проект не утвержден.
— Пока нет. Но другие варианты транспортного сообщения в этом районе, на наш взгляд, менее рациональны. Альтернативные проекты монорельса и скоростного трамвая не так удобны логистически и сопоставимы с продлением ветки метро в Пулково по цене.
А как публика будет попадать в "ЭкспоФорум", пока вопрос не решен?
— Мы своими силами обеспечим маршрутное сообщение с интервалом 15 – 20 минут до ближайших станций метро и аэропорта. Кстати, мировой опыт показывает, что близость к метро — не главный фактор успеха таких проектов, как наш. Гораздо важнее удачное географическое расположение. А оно у "ЭкспоФорума" идеальное.
На каком этапе находится разработанный вами проект реконструкции Петербургского шоссе?
— Он прошел экспертизу. Тендер среди строителей и старт работ намечены на этот год. Все должно быть готово в мае–июне 2015 года, поскольку в следующем году в "ЭкспоФоруме" должен пройти экономический форум. Столь высокое мероприятие не может состояться при текущем дорожном сообщении.
Что кроме транспорта тормозит развитие выставочной индустрии в городе?
— Не хватает комплексного продвижения города на мировом рынке, облегченного визового режима, маркетинговых предложений, таких как карта гостя. Возлагаем большие надежды на создаваемый под эгидой правительства СПб конгрессно–выставочный кластер, который будет координировать решение данных вопросов.
Эксперты говорят, что конгрессно–выставочный бизнес России по уровню развития находится на уровне европейских Воронежей. Вы с этим согласны?
— Не будем обижать хороший город Воронеж. Но мы действительно сильно отстали. Статистика неумолима: оборот всего конгрессно–выставочного рынка в России сейчас оценивается в 1 млрд евро в год. Это сопоставимо с оборотом одного выставочного комплекса "Мессе Франкфурт" в Германии.
Говорят, что основным конкурентом Петербурга в борьбе за выставки и конгрессы международного уровня теперь будет не Москва, а Сочи, где построено много подходящих площадок. Велика ли вероятность того, что государство будет лоббировать их заполнение, чтобы быстрее окупить инвестиции?
— Я уже говорил, что присутствие государства в этом сегменте минимально. Его пожелания по загрузке инфраструктуры Сочи после Олимпиады или острова Русский после АТЭС, возможно, и прозвучат. Но решение, куда ехать, будет принимать бизнес.
И в этом смысле Сочи Петербургу не конкурент. Это два разных мира, две разные географии.
Петербург во всех рейтингах — самый привлекательный город России для проведения мировых мероприятий. А после создания "ЭкспоФорума", строительства нового аэропорта и введения 72–часового безвизового пребывания для иностранцев поток деловых туристов вырастет многократно.
Правильно ли я понимаю, что ребрендинг "ЭкспоФорум" провел с прицелом именно на иностранную публику?
— Да. Мы год занимались этим вопросом. Искали новый позитивный образ проекта, который был бы понятен всем без перевода. Так появился "супер Е". Знак, который повторяет архитектуру комплекса, — именно так расположены выставочные павильоны "ЭкспоФорума". И несет в себе позитив и энергию.
Сколько стоила его разработка?
— На фоне ребрендинга глобальных компаний практически ничего. Речь о десятках тысяч долларов. Мы привлекали компанию Dragon Rouge Limited из Лондона, которая составляла бренды для SAMSUNG, SONY, COCA–COLA. Нам было важно, чтобы работу выполнили люди с западным менталитетом.
А в российских фокус–группах вам не говорили, что ваш бренд похож на расческу?
— Говорили. Но, согласитесь, это не самый плохой ассоциативный ряд. Еще говорили про грабли, про щетку. Там огромный ассоциативный ряд. Но он весь позитивный: ориентирован на труд, стабильность и результат. Нас это вполне устраивает.
В последнее время много говорят о том, что из–за ситуации на Украине Россия может оказаться в деловой изоляции. Не беспокоитесь, что, если это случится, экономика вашего проекта может серьезно пострадать?
— Внешнеполитическая ситуация довольно динамична. А наш проект долгосрочный и стратегический. Не думаю, что мы вернемся ко временам железного занавеса.
 
 

Биография

Сергей Воронков

> Родился в 1965 году в Оренбурге. Окончил Оренбургский политехнический институт и ВШМ СПбГУ, к.э.н.
> 2004–2006 годы — зампредседателя комитета по печати Смольного.
> 2006–2011 годы — руководитель предприятий ГК "Рестэк".
> 2011–2013 годы — исполнительный директор ЗАО "ЭкспоФорум".
> C 2013 года гендиректор ООО "ЭкспоФорум–Интернэшнл".
> Женат. Воспитывает дочь.

 
 

 
 

Справка

"ЭкспоФорум– Интернэшнл" (ЭФИ)

> Создано в 2011 году как туроператор. На 80% принадлежит ЗАО "ЭкспоФорум" (структура группы "Газпром").
> В 2013 году после разделения бизнеса ЗАО "ЭкспоФорум" ЭФИ занялось конгрессно–выставочной деятельностью. Будет управлять одноименным комплексом стоимостью около $1 млрд, который сейчас строят в Пулково.
> Оборот за 2013 год оценен в $100 млн.