Раздвоение личности

В бизнесе неважно, кто ты: мужчина или женщина, утверждают эксперты. Важно, умеешь ли ты в зависимости от ситуации проявлять феминные и маскулинные качества.

Высший пилотаж для управленца, когда, например, женщина, стоящая во главе компании, может быть не только такой, как ее принято видеть: мягкой, миролюбивой, создающей гармоничные и доверительные отношения, но при необходимости включить "мужчину": стать твердой, решительной, вести агрессивную стратегию и захватывать новые территории под развитие своего бизнеса.
То же самое работает и для мужчины: большего успеха способен добиться тот, кто умеет, когда нужно, активировать феминные черты: выражать поддержку, проявлять чуткость, вдохновлять.
Соотношение мужских и женских черт определяется природой: полом от рождения и наличием в организме тестостерона: чем его больше, тем больше маскулинных черт живет внутри человека. В среднем у мужчин тестостерона в 8 раза больше, чем у женщин.
Считается, что именно этот гормон толкает предпринимателей к риску и агрессивным действиям.

Востребованные качества

Агрессия в бизнесе сейчас не так важна, как прежде. В приоритете спокойные и обдуманные стратегии. Эксперты отмечают, что рынку стала ближе женская манера управления.
"В период первоначального накопления капитала (в нашей стране — в 1990–х) были особенно важны деловой авантюризм, критическое отношение к устоявшимся правилам, агрессивное поведение на рынке, то есть черты "школьных хулиганов", — говорит Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства. — Когда же основа рынка сложилась и наступил этап "строительства" и взращивания партнерских отношений, то на первый план вышли системность, глубина погружения в тему, готовность к компромиссу — качества, чаще присущие в нашей стране женщинам".

Умение вызывать лояльность

Считается, что женщина в стратегическом планировании уступает мужчинам, но превосходит в вопросах работы с людьми.
"Особенности построения карьеры у женщин исходят из того, что помимо бизнес–задач есть более важные природные — рождение детей и сохранение семьи, — говорит Валерий Астанчук, генеральный директор детского лагеря "Хаглар". — Поэтому если мужчина может легко планировать на 20 лет вперед, (так как рождение ребенка никак не сказывается на развитии компании), то женщина в стратегическом планировании уступает мужчинам. Однако бизнес–леди превосходят в вопросах кадровой политики — лояльности сотрудников, мотивации и в целом организации внутреннего климата компании".
Екатерина Бокучава, совладелица ресторана "Место", подтверждает личным опытом гендерные преимущества: "У меня получается так выстраивать наши отношения с персоналом, что они не ощущают на себе моего авторитаризма, хотя на самом деле я именно такой человек. Моя главная задача — донести до каждого моего работника–мужчины, что без него конкретно, без его участия, моя машина под названием "кухня" будет работать плохо и что каждый из них крайне важен для меня и для общего процесса".
Очевидно, что подобную эффективную манеру взаимодействия с людьми может использовать и мужчина, если не побоится включить в себе "женщину".

"Андрогинный" менеджмент

Владимир Млынчик, генеральный директор Quadro Electric, не разделяет бизнесменов на мужчин и женщин — человек любого пола имеет возможность добиться успеха.
"Бизнес — это жесткая среда, где умение принимать решения и не поддаваться эмоциям играют огромное значение. Женщинам часто непросто этому научиться, поэтому те из них, которые заняты в бизнесе, всегда сильные, стойкие и даже жестокие. Предпринимательство развивает в них множество качеств, и те, кто выдерживает все трудности, становятся настоящими воинами, — утверждает Владимир Млынчик. — С другой стороны, наш мир уже давно доказал, что женщины способны заниматься чем угодно наравне с мужчинами. Предпринимательство — труд интеллектуальный в основном, а женщины часто даже превосходят мужчин в этом плане".
По мнению Юлии Сахаровой, главы HeadHunter в Петербурге, сегодня наиболее оптимален "андрогинный" менеджмент, стирающий границу между полами.
"Логика и системность не отменяют личностной глубины и здоровой эмоциональности в общении сильного топ–менеджера", — убеждена Юлия Сахарова.
Ее поддерживает Владимир Романовский: "В бизнесе востребованы в любые времена интеллект, трудолюбие и настойчивость — характеристики, свойственные и мужчинам, и женщинам".