"Деловой Петербург". Креатив и город

Автор фото: Волков Павел
Россия, Санкт-Петербург. Проект Icons (" Иконы" ) в креативном прсотранстве "Ткачи"..

Заведующая кафедрой ИТМО Марина Сухорукова - о том, почему креативные индустрии не смогут развитиваться без четкой позиции по этому поводу городский властей.

Понятия "креативная экономика" и "креативный город" пока еще не прижились на российской почве. Однако многие признаки свидетельствуют о том, что в крупных городах, и в частности в Петербурге, движение в эту сторону уже началось. Во всем мире под креативностью понимается способность порождать новые знания, новые идеи. Идеи появляются в сфере искусства, науки, технологий. Однако в концепции креативной экономики ценны не сами по себе идеи, а те продукты или услуги, которые созданы на основе этой идеи и имеют жизнеспособную бизнес–модель для выхода на рынок. Вслед за генерацией идеи следует вся цепочка создания ценности, вплоть до работающего бизнеса.
Креативная экономика — это система отношений для создания и распределения добавленной стоимости, в первую очередь за счет использования воспроизводимых ресурсов. Именно на воспроизводимые ресурсы опирается креативная экономика, и в этом одновременно ее сила и ее уязвимость. Интеллектуальная, креативная деятельность людей плохо поддается учету и контролю, идеи рождаются спонтанно. В этом соревновании выигрывают города, которым удается стать для представителей этого класса привлекательным местом для жизни и творчества. Во время дискуссии на тему урбанистики в Нью–Йоркском университете (NYU) обсуждался вопрос: как комбинация городских событий, экономических трендов и общественных инициатив привела к появлению множества технологических решений для города и как дальше нужно развивать город, чтобы в нем появлялось больше новых бизнес–проектов. В будущем Нью–Йорк планируется как место, в котором должны быть созданы условия для появления стартапов в самых разных областях. Такой же подход к развитию города в свое время был выбран властями Лондона, Берлина, Манчестера и ряда других городов, и результат мы можем наблюдать уже сейчас — большой вклад в экономику этих городов вносят креативные индустрии.
В Петербурге пока точками роста креативных индустрий становятся проекты, созданные без участия города, типа коворкингов, креативных пространств, арт–проектов. Однако есть вторая составляющая, без которой процесс дальше не будет развиваться, — позиция городских властей. Отсутствие решений на уровне города пока не приводит к уменьшению активности представителей творческих индустрий, но, если затишье будет продолжаться, город рискует потерять свой потенциал — наиболее талантливые просто будут уезжать. В свое время из–за упадка индустриальной экономики в развитых странах мира появилось большое число заброшенных городских территорий, и креативные пространства стали эффективным антикризисным средством. Серый пояс Петербурга (пояс промышленных предприятий) является идеальной площадкой для развития креативных индустрий.