"Деловой Петербург". Миллиардеры обеднели

Автор фото: Reuters

Петербургские бизнесмены в понедельник потеряли 17 млрд рублей из–за падения акций их компаний. Если обвал на бирже затянется, виртуальные потери обернутся реальным ущербом.

Вчерашний день стал черным для акционеров российских компаний. Фондовые индексы потеряли более 10%, а многие акции подешевели еще сильнее.
Состояния петербургских миллиардеров, владеющих акциями публичных компаний, похудели всего за день более чем на 17 млрд рублей. Больше всех пострадал Андрей Молчанов, контролирующий 64,79% акций ОАО "Группа ЛСР". Цена его пакета снизилась почти на 7 млрд рублей. Более 5 млрд потерял Олег Тиньков, владеющий контрольным пакетом акций ТКС Банка, более 4 млрд — Вячеслав Заренков и его сын Дмитрий, в чьей собственности 47,2% "Эталон Груп", и 0,65 млрд — Александр Савельев, владелец блокирующего пакета акций банка "Санкт–Петербург".

Лишь бы не было войны

Биржевые аналитики допускают, что падение котировок продолжится в ближайшие дни и даже недели, пока не нормализуется ситуация на Украине и инвесторы не поверят, что желание России защитить русскоязычных граждан соседней страны не обернется войной.
"Ситуация на российских биржевых площадках в начале этой недели выглядит плачевно, — констатирует главный аналитик "РГС управление активами" Александр Потавин. — Индекс ММВБ упал в понедельник на 10,79% и показал в этот день самое сильное падение в мире. Индекс РТС за 2 месяца с начала года просел уже на 21% — это самая слабая динамика среди глобальных рынков. Обострение конфликта Украины и России стало тому причиной.
Из–за падения биржевых активов мы не исключаем волны маржин–коллов по ряду российских акций. Не стоит исключать и переход прав собственности по ряду наиболее перекредитованных компаний, акции которых были в залоге у банков".

По ком не звонит маржин–колл

Маржин–коллом называют требование кредиторов погасить обеспеченный залогом активов долг, когда эти активы дешевеют. Вместо погашения кредита должнику обычно дается право внести дополнительные активы в обеспечение. В ситуации маржин–колла оказываются, как правило, акционеры публичных компаний, набравшие кредитов под залог пакетов акций, если цена этих акций резко падает.
Многие российские олигархи столкнулись с маржин–коллом в 2008 году, некоторым даже пришлось расстаться со своими активами. Например, Артуру Кириленко, владельцу корпорации "Строймонтаж", или Виталию Архангельскому, основателю группы "Осло Марин".
Однако пока представители петербургских владельцев публичных компаний и они сами отрицают, что могут попасть в подобную ситуацию. Кредитная нагрузка сейчас низка, уверяют они.
"Никаких кредитов под залог акций ни у меня лично, ни у банка нет!" — заявил, например, Олег Тиньков.
"На бизнес "Группы ЛСР" изменение курса акций, вызванное общей динамикой на фондовых рынках, не окажет негативного влияния, — уверяет Юрий Ильин, директор по связям с инвесторами "Группы ЛСР". — Экономическое положение компании очень устойчивое, продажи недвижимости обеспечивают хороший денежный поток, спрос на строительные материалы также полностью соответствует нашим ожиданиям".
В пресс–службе ретейлера "Лента" напомнили, что компания недавно успешно завершила предложение акций на международном рынке. "Инвестиционный профиль остается без изменений — мы являемся второй крупнейшей сетью гипермаркетов в России, одной из самых прибыльных компаний в российской продуктовой рознице, — отмечают в "Ленте". — Потенциал роста российского продуктового рынка — второго по размеру в Европе — не вызывает сомнений". На торгах в Лондоне вчера к 18:00 московского времени глобальные депозитарные расписки "Ленты" подешевели на 13,76%. Подобный комментарий дала и пресс–служба сети магазинов "О’Кей". Бумаги этой компании подешевели в Лондоне на 5%.
В пресс–службе банка "Санкт–Петербург" заявили: "Падение акций не имеет отношения к деятельности банка и вызвано внешними факторами. На работе банка это никак не отразится. Кредиты под залог акций банка "Санкт–Петербург" отсутствуют". В "Эталон Груп" от комментариев отказались. Депозитарные расписки "Эталона" рухнули на вчерашних торгах в Лондоне на 21,6%.
Как считает Дмитрий Жданов, ведущий аналитик банка "БФА", компании банковского сектора и сегмента продуктового ретейла не будут ощущать на себе давление от наступления возможных маржин–коллов. Они относятся к таким секторам экономики, которые благодаря благоприятной конъюнктуре рынка не испытывали особых проблем с операционным денежным потоком в последние годы, что снижало необходимость закладывать акции под финансирование инвестпрограмм и текущей деятельности, по крайней мере в каких–либо значительных объемах. В этом плане они находятся в более выгодном положении на фоне ряда сырьевых компаний, прежде всего металлургов, собственников которых чрезмерная закредитованность предприятий вынуждала прибегать к данному механизму несоизмеримо чаще.
"Речь прежде всего идет о "Мечеле", — уточняет Дмитрий Жданов. — Котировки акций этой компании в последнее время находятся под серьезнейшим прессингом продавцов, под аккомпанемент комментариев представителей отрасли о том, что всем металлургам в столь непростой для рынка момент не выжить и сектор ждет банкротство отдельных игроков. "Мечел" известен тем, что на данный момент в залоге у банков находится порядка 90% его акций, включая привилегированные, из пакета его основного владельца Игоря Зюзина. Именно акции этого холдинга возглавляют падение на российских биржах: только за последнюю неделю его капитализация сократилась более чем вдвое. По некоторым данным, основной причиной столь плачевной динамики выступают как раз продажи банками "в рынок" заложенных под обеспечение кредитов акций предприятия. Вероятность того, что государство будет участвовать в его спасении, в настоящий момент низка: активы "Мечела" сложно назвать стратегическими, да и наступающая рецессия будет обязывать чиновников распоряжаться госсредствами более рационально".

Мрачное будущее

Как полагает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", вчерашний обвал котировок российских компаний очень похож на начало среднесрочного нисходящего тренда. "Технический отскок возможен, бумаги сильно перепроданы, — допускает он. — Но рост будет, если только ситуация стабилизируется.
Плавное обесценение рубля помогло бы сырьевым экспортным компаниям, но шоки опасны тем, что способны привести к росту инфляции и сокращению производства и потребления.
Иностранные инвесторы стараются избавиться от всех российских активов — когда наступает паника, на фундаментальный потенциал редко обращают внимание.
Сильное падение котировок может привести к похолоданию на мировых площадках и стать началом нисходящего тренда в российских бумагах как минимум на несколько месяцев".
Мы уже видим, что из–за событий на Украине стоимость акций российских компаний на биржевых торгах падает и это падение продолжится. Но в Петербурге немного компаний, чьи акции торгуются на биржах. Мне также неизвестно, чтобы кто–то из акционеров таких компаний закладывал свои акции по кредитам. Так что проблемы, связанные с украинской ситуацией, скорее всего, коснутся бизнесменов вроде Олега Дерипаски, но государство им в любом случае поможет. В дальнейшем влияние конфликта на Украине на российский бизнес зависит от того, насколько широкие санкции там будут применяться. Думаю, что кредитование в западных банках для российских компаний будет ограничено.
Игорь Водопьянов
управляющий партнер УК "Теорема"
Если войны на Украине не будет, то через 3–4 месяца ситуация в российском бизнесе нормализуется и евро откатится назад, на уровень 46 – 47 рублей за евро. Ну, а если все же начнется война, то, образно говоря, будем голыми. Тем не менее я поддерживаю политику нашего государства в Крыму. Россия должна отстаивать свои интересы. Что касается петербургских компаний, то у нас не так много предприятий федерального уровня и лишь единицы торгуются на бирже. И акционеры таких компаний если и закладывают свои акции в качестве залогов по банковским кредитам, то эти пакеты оцениваются не с точки зрения их биржевого эквивалента, а с точки зрения капитализации бизнеса. Петербургские компании ориентированы прежде всего на местный бизнес, поэтому их капитализации украинские события не угрожают.
Александр Кашин
владелец "ЭГО–Холдинга"