"Деловой Петербург". Как изменит рынок услуга переноса номера

Автор фото: Global Look Press

 Сергей Протасов из "Мегафона" рассказывает о том, как  услуга сохранения номера при переходе к другому оператору повлияла на бизнес сотовых сетей за границей.

В этом году в России появилась возможность переноса мобильных номеров (MNP). Можно с уверенностью говорить, что у нас теперь есть способ измерения рыночных позиций компаний. Можно делать выводы о том, как именно чувствует себя конкретный оператор на рынке.
Услуга MNP реализована во многих странах мира и повлияла на бизнес по–разному. В большинстве случаев доход с одного клиента начинал уменьшаться. Разворачивалась борьба за клиентов, операторы шли на снижение цен. Например, в Турции, Бразилии доход с одного клиента снизился на 9 – 10%, рынок упал на 7 – 8%. В Польше, Чехии, ЮАР, Таиланде внедрение MNP мало повлияло на рынок. А в некоторых странах, как, например, в Израиле и Индии, доход с одного клиента вырос на 2 – 3%.
Как отреагирует рынок на MNP в России, неизвестно. Пока ажиотажного спроса на услугу нет. Кроме того, существуют трудности c переносом номеров. Нормативные акты принимались в очень сжатые сроки, и работа по ним до конца не выстроена у всех операторов. Компания — оператор общей базы данных была выбрана буквально в самый последний момент, и услуга запускалась без надлежащего предварительного тестирования.
До сих пор не все процессы автоматизированы и отлажены. Иногда по заявкам возникают чисто технические сложности, например, данные паспорта абонента не совпадают с теми, что есть в базе из–за лишней точки или пробела.
Если активность абонентов, желающих поменять оператора, не вырастет, то MNP не окажет сильного влияния на рынок. Согласно базе данных перенесенных номеров, мы в плюсе. Но первые цифры не показательны. Фактически мы начали принимать клиентов в начале февраля. В нашем понимании услуга еще не заработала достаточно корректно, предстоит приложить еще много усилий, чтобы она перешла из ручного в автоматический режим и стала работать как единый механизм.
Почему клиенты приходят или уходят. Для каждого оператора — свой ответ. Что касается нас, более 60% пришедших к нам абонентов рассчитывают на высокое качество сети, при этом 70% ушедших надеются найти более дешевый тариф. Здесь немаловажна еще одна причина — друзья и знакомые пользуются услугами другого оператора, то есть клиент переходит ради выгодного общения внутри сети. Абонентам важна цена и корректность списания средств. Наименьшее влияние оказывают простота и понятность тарифных планов.
Часть абонентов ориентируются на инновации, на новые стандарты связи. Но это пока не имеет решающего значения. В плане качества услуг основное для клиентов — это зона покрытия, голосовая связь без помех, а также скорость передачи данных.
Нас воспринимают на рынке как оператора с широкой зоной покрытия, хорошим качеством связи, но достаточно высокими ценами. Сейчас в Петербурге пять операторов. Рассчитывать на то, что мы будем сильнее всех и во всем, наверное, было бы неправильно. Разрабатывая стратегию, мы ориентируемся на то восприятие, которое есть.