В ночь на 21 февраля на Украине стало окончательно ясно, чем все кончится. Виктор Янукович капитулировал и готов к перевыборам. Все самые важные решения сейчас принимает парламент. Именно депутаты ночью решили вернуть войска и спецслужбы в казармы.
Ключевым моментом противостояния оппозиции и официальных властей стали переговоры глав МИДов Польши, Германии и Франции с Виктором Януковичем. Они разговаривали весь четверг, но только около 21:30 стало известно: Янукович согласился проводить новые выборы и менять конституцию. По сути, сложил оружие и согласился со всеми требованиями оппозиции, которые ему передали европейские дипломаты.
Еще раньше, где-то за два-три часа до этого решения участники противостояния на Майдане отмечали, что милиция и отряды внутренних войск покинули свои позиции на передовой. Ближе к полуночи Верховная Рада после долгих попыток и уговоров депутатов собрала кворум и стала один за другим принимать решения, которые должны положить конец противостоянию и насилию. Были приняты заявления об осуждении убийства манифестантов, отменено решение о выдаче войскам боевого оружия, всех силовиков возвратили в казармы.
Проблем у Украины все еще хватает. Восточные области вряд ли легко примут вчерашнее решение Януковича. Слишком велик был накал страстей и слишком сильны противоречия между "русской" Украиной в Крыму, Харькове и Донецке и "украинской" Украиной во Львове, Ивано-Франковске и на Волыни. Стоящий ровно посередине разделяющего противоборствующие стороны Днепра Киев, похоже, больше склоняется к западу. Угроза если не гражданской войны, то уж точно развала страны, как и десять лет назад, вновь актуальна как никогда.
На фото: Ситуация в Украине.
Возможно, как и десять лет назад, российской дипломатии, проигравшей решительное сражение, удастся отыграть позиции и не допустить раскола Украины, а в конечном итоге даже поставить во главе ее понятного себе человека. В конце концов ведь так и не ясно, кто должен сейчас стать у руля этой экономически и политически несостоятельной страны. Вполне возможно, что силовое противостояние востока и запада продолжится и дальше. Но, скорее всего, это уже будут столкновения гражданских людей на местном уровне, которое, по сути, будет означать лишь борьбу за власть в конкретных районах и областях - на волне борьбы за свободу слишком велик соблазн конвертировать собранные силы в политическую власть. Однако массовых расстрелов по узбекскому образцу уже точно не будет.
В то же время, возможность раскола страны, хоть и вероятная, не кажется вопросом решенным. Наиболее активно говорят об отделении в Крыму. Именно оттуда в Киев приезжали самые принципиальные противники оппозиции из отрядов "Беркута". Именно там областное руководство открыто говорило об отделении от Украины, именно там радостно обсуждался идиотский слух о высадке десанта российских танков в Севастополе, и их уже готовились встречать с цветами. Однако, как обычно, оказывается, что все не так просто, и разговоры о "русском" Крыме — не более чем разговоры. Болезненное стремление выдавать желаемое за действительное и говорить от имени всего народа, не имея на то оснований, постигло и крымчан. Внезапно оказалось, что на полуострове живут не только русские, но и украинцы. А самое главное — ведшие до сих пор себя очень скромно крымские татары. В самый разгар накала страстей их верховный орган — Меджлис — однозначно заявил, что никакого отделения от Украины они не потерпят, и их вообще-то все устраивает.
Все русские обитатели Крыма старше 20 лет должны хорошо помнить, как быстро собирают силы и как решительно действуют крымские татары, когда им это нужно. В 1995 году крымскому "Беркуту" уже пришлось повоевать с татарами (с применением пулеметов и БТР), и повторения явно никто не хочет. Так что вряд ли кто-то сейчас на полном серьезе будет говорить о силовом отделении Крыма. А до политического отделения, а уж тем более, с присоединением к России, о котором с таким упоением говорят русскоязычные СМИ Крыма, пока очень далеко.
Примерно схожая ситуация и в других восточных областях. В каждой из них есть те, кто выступает за отделение и движение в сторону России, и те, кого и так все устраивает. Пока неизвестно, насколько сильны будут те, кто придет на смену Януковичу. Удастся ли им установить свою власть не только там, где она у них и так уже есть, но и на востоке, — большой вопрос.
Скорее всего, Виктор Янукович и его окружение не сохранят никакого влияния в стране. Слишком уж жестоки условия капитуляции. До ближайших выборов он будет не просто "хромой уткой". Он будет постоянно проклинаем и в своей стране, и на западе как виновник гибели десятков людей. И противопоставить этим обвинениям ему, похоже, нечего. Даже обладая всей полнотой власти над государственными СМИ, он не сумел развернуть сколько-нибудь внятную кампанию по поддержке своей власти. Относиться всерьез к нему как к политику, по крайней мере, в Киеве, вряд ли кто станет.
Самые очевидные выводы из всей этой истории в России последуют весьма быстро. Пример свержения законно избранной и полностью легитимной власти, за которой совершенно искренне стоит значительная часть народа, наверняка должен был заставить задуматься и Владимира Путина. Можно ждать усиления позиций силовиков и нового этапа закручивания гаек. Тем более, Олимпиада кончилась.