"Деловой Петербург". Юрий Пахомовский: "Сделай сам, а потом критикуй других"

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Юрий Пахомовский. Вице-губернатор Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству.

Вице–губернатор Ленобласти по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский рассказал dp.ru о том, какие инфраструктурные условия регион предлагает инвесторам и как наводится порядок в сфере переработки мусора.

Юрий Витальевич, вы уже больше года руководите жилищно–коммунальным комплексом Ленобласти. Что самое важное произошло за это время, на ваш взгляд?
— Мы начали работать вместе с Петербургом над развитием транспортной системы. Координацией занимается Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области под руководством Кирилла Полякова. Город и область должны синхронизировать свою деятельность, чтобы пригородная зона и центр мегаполиса стали максимально доступны для населения. Ежедневно люди мигрируют между регионами, кто–то работает в Петербурге, кто–то в Ленобласти. По разным оценкам, таких людей от 60 тыс. до 450 тыс. человек в сутки. По нашим данным, только из Всеволожского района в Петербург ежедневно на работу ездят почти 13 тыс. человек. А в летний период население области увеличивается на 2,5 млн человек. Но при этом мы не можем создать нормальные условия для передвижения этих людей. Они вынуждены простаивать в многочасовых пробках, пользоваться сомнительными средствами передвижения.
Изменить ситуацию призван легкорельсовый трамвай, о проекте которого мы сейчас ведем переговоры с разными компаниями–инвесторами, а также строительство новых станций метро — "Кудрово" и "Юго–Восточной". Под эти проекты регион предоставит территорию, обеспечит полностью инженерную инфраструктуру. Конечно, собственных средств на это у области нет, переговоры о софинансировании идут с федеральным правительством. Сейчас готовим финансовое и техническое обоснование под эти проекты.
Объединение в одном ведомстве жилищно–коммунального и транспортного комплекса целесообразно?
— Многие задают вопрос, почему объединили такие функции. На мой взгляд, это абсолютно правильно, потому что это взаимосвязанные направления.
Сейчас претерпела большие изменения Государственная жилищная инспекция, которую возглавил Сергей Кузьмин, руководивший раньше Сланцевским районом. Создан комитет по жилищному надзору и контролю, расширены функции этой структуры. Раньше штат был небольшим для исполнения ее функций: это контроль за работой управляющих компаний, муниципальных предприятий ЖКХ, содержанием жилищного фонда и т. д. Нам удалось убедить губернатора и правительство, что нужны дополнительные силы для эффективной работы, и дополнительные штатные единицы были выделены.
Изменения в Жилищном кодексе привели к созданию новой системы капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). В области появился региональный оператор по управлению капремонтом МКД, удалось прописать понятные и прозрачные правила работы оператора и оплаты капремонта в областном законе, который депутаты приняли в ноябре 2013 года. Взнос для собственников квартир составит 5 рублей 55 копеек за 1 м2, что, к сожалению, увеличит квартплату в среднем на 300 рублей с квартиры в месяц, но позволит капитально отремонтировать ветшающий жилищный фонд Ленобласти. Ежегодно мы капитально ремонтируем менее 1%, а изнашивается 3%, что не может не беспокоить губернатора и правительство. При этом принятая стоимость оплаты для собственников жилья значительно ниже расчетной и рекомендованной правительством РФ. 28% жилфонда владеют муниципалитеты, и они будут уплачивать взносы за эту часть.
Несколько дней назад появилось предложение Минстроя лицензировать деятельность управляющих компаний в ЖКХ. Эта работа потребует создания отдельного направления, которое могло бы профессионально осуществлять подготовку и выдачу лицензий. В транспортной сфере в 2013 году создано управление, подконтрольное комитету по ЖКХ и транспорту, — "Леноблтранс". В его задачи входят планирование перевозок, разработка новых маршрутов, организация диспетчеризации, мониторинг движения пассажирского автотранспорта. ГКУ "Леноблтранс" будет заниматься проверками, жалобами, контролировать выполнение контрактов, другими словами — работать на местах.
Как продвигается поиск инвестора для создания международного хаба в Девяткино?
— Мы ведем переговоры с разными компаниями. Сейчас территория Северного автовокзала — это временное строение, там не хватает места, постоянные пробки на подъезде. В прошлом году Межрегиональная транспортная компания арендовала этот участок и предложила построить большой автовокзальный комплекс и несколько развязок за свой счет. Но для этого нужно перенести линии электропередачи, которыми владеют ФСК и "Ленэнерго". Это потребует серьезных затрат. Мы уже договорились, что Министерство обороны выделит небольшую территорию на части Ржевского полигона, чтобы перенести туда линии ЛЭП. Ленобласть возьмет на себя проектирование этого переноса, но цена вопроса, безусловно, велика, хотя окончательно не просчитана в виде подготовленной проектно–сметной документации. Мы рассчитываем на софинансирование из федерального бюджета, прежде всего для строительства съезда с КАД к хабу, что позволит уменьшить затраты инвестора. Кроме того, рассматривая вопрос размещения станций метрополитена в районе Кудрово, мы начали прорабатывать вопрос размещения автовокзала именно там, недалеко от "Мега Икея". Вместе с комитетом по архитектуре и градостроительству и Всеволожской администрацией мы нашли территорию, на которой возможно создать крупный пересадочный узел. В любом случае новый комплекс в ближайшие годы появится и позволит обеспечить комфорт и безопасность пассажиров, а также возможность пересадки с междугородных автобусных рейсов на петербургский транспорт или метро.
Много ли инвесторов интересуются инфраструктурными проектами?
— Мы приглашаем частных инвесторов на реконструкцию очистных сооружений, скважин, строительство новых сетей, теплоисточников. Заинтересованные компании есть. Это прежде всего компании, работающие в структуре "Газпрома". Сегодня они начали строительство 86 объектов теплоснабжения, и, что важно, с одновременной реконструкцией теплосетей и установкой индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных домах. В декабре 2013 года и в январе 2014 года "Петербургтеплоэнерго" построил и запустил по этой программе первые 12 котельных на сетевом природном газе и одну котельную на сжиженном углеводородном газе в Лужском районе.
Ряд проектов правительство будет осуществлять на основе государственно–частного партнерства, к чему нас призывают и президент, и федеральные органы власти.
Ленобласть готова вложить до 60% бюджетных средств в проекты, которые имеют гарантированную окупаемость в период до 8 лет. При этом затраты на инвестпроекты повлияют не на тариф для жителей, а на межтарифную разницу, нагрузку по выплате которой несет бюджет области, и мы к этому готовы.
К примеру, в прошлом году мы выплатили более 1,5 млрд рублей по межтарифной разнице. В 2014 году средства на это также предусмотрены. Это является одной из основных гарантий региона для наших инвесторов.
Есть успешные примеры?
- В Тосно местный предприниматель Валерий Володкевич инвестирует в строительство котельных и владеет предприятием, которое производит оборудование для них. Работает давно и успешно.
Ряд компаний, занимающихся водоснабжением и водоотведением, готовы прийти под гарантии областного правительства и участвовать в инвестициях. Причем не только по программе "Чистая вода", но и на собственные средства хотят заниматься этими проектами.
Окупаемость объектов водоснабжения и водоотведения происходит за счет подключения новых абонентов, учитывая активное жилищное строительство, и тарифа с инвестнадбавкой. Здесь важен взвешенный подход для инвесторов, связанный с будущей окупаемостью вложений, и мы над этим вместе с инвесторами работаем.
Кстати, как продвигается создание совместного предприятия с "Ленинградскими областными коммунальными системами" (ЛОКС)?
— Прилегающие к городу территории требуют особого внимания, потому что там сейчас строится много жилья.
Мы создали ОАО "Балтийская водная система", акционерами в котором, по нашим планам, будут на 25% правительство Ленинградской области, еще на 25% Всеволожский район, остальное мы предлагаем инвесторам, в том числе ЛОКС. Мы знаем, что ГУП "Водоканал" активно консультирует ЛОКС по будущим инвестициям, а мы дорожим отношениями с ГУП "Водоканал".
По нашим подсчетам, на все это потребуется около 50 млрд рублей в срок до 2030 года. Такая сумма необходима для шести прилегающих к границам города районов. На остальные районы требуется около 20 млрд рублей. Реконструкция объектов водоснабжения также проводится по программе "Чистая вода Ленинградской области" на 2011 – 2017 годы.
Понимая, что бюджетных средств программы не хватает, мы рассчитываем на поддержку инвесторов, с каждым из которых готовы вести индивидуальную работу.
Как обстоит ситуация с инженерной подготовкой участков для потенциальных инвесторов?
— Мы понимаем, что быстро получить необходимые мощности для энергоемких предприятий непросто. Сейчас Ленобласть ведет переговоры об электрических мощностях бывшего завода "Волховский алюминий". Там создается совместное предприятие "РусАла" с израильской компанией по производству автокомпонентов.
Энергоемкость нового завода ниже, чем та, которая была на "Волховском алюминии". В итоге высвободились не только производственные площади, но и 35 МВт, а это вполне подойдет для компании, которая нуждается в серьезных электрических мощностях.
Помимо того, формируется внешняя инженерная инфраструктура района Усть–Лужского морского торгового порта. К 2020 году планируется обеспечить всех инвесторов необходимыми объемами электроэнергии и газа для строительства крупных предприятий, таких как вторая очередь "Фосфорита", Балтийский карбамидный завод, а также создать запас мощности для развития других производств в этой зоне.
Мусорная проблема остро стоит перед регионом. Ожидаются ли новые инвесторы и проекты?
— Сейчас идут переговоры. Проекты предлагают регулярно, но говорить о конкретных результатах пока рано.
На данный момент успешно работает лишь одна компания, которая на 100% принадлежит правительству, — ООО "Управляющая компания по работе с отходами". Совместно с этой компанией в прошлом году мы разработали новую концепцию обращения с отходами с предварительным объемом инвестиций 4 млрдрублей. Предполагается создание сети станций сортировки и перегрузки отходов, покупка спецтранспорта, а также строительство как минимум двух новых полигонов. В основном эта нагрузка ложится на управляющую компанию.
На сегодняшний день Ленобласть сумела начать рекультивацию Волхонского полигона, который является злободневной проблемой для Ломоносовского района. Он доставлял множество неудобств жителям Горелово и Пушкинского района, не позволял качественно обслуживать аэропорт Пулково. Вывоз мусора на Волхонскую свалку прекращен благодаря усилиям областной управляющей компании по обращению с отходами и комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области.
Для наведения порядка в отрасли мы изменим систему оплаты для компаний–перевозчиков. По нашему замыслу, управляющие компании должны платить полигону за поставленный мусор. Это сделает платежи более прозрачными и вынудит перевозчиков довозить мусор до полигонов.
Мы также вышли с предложением об изменении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас она вносится по месту регистрации юридического лица, например, если компания зарегистрирована в Петербурге. А мы хотим, чтобы эти деньги оплачивались за негативное воздействие на территории Ленобласти, куда свозят отходы. Это позволит содержать полигоны и вести их рекультивацию.
Но самым главным вопросом является строительство заводов, которые позволят до 60% мусора отбирать для вторичного применения. Таким образом жизнедеятельность рабочих полигонов будет увеличена на несколько лет. Все эти предложения были озвучены на последнем Координационном совете города и области.
Сейчас жители протестуют против размещения завода медицинских отходов в Красном Бору. Как вы планируете решать эту ситуацию?
— Мы должны учитывать мнение населения, когда планируем объекты, представляющие угрозу для здоровья. Губернатор Александр Дрозденко уже заявил, что будет проведен экологический мониторинг. Кроме того, профильные ведомства правительства Петербурга должны доказать, что Красный Бор подходит под размещение этих отходов лучше, чем Горелово.
Вы работали в крупных бизнес–структурах и были депутатом ЗС. Что вам дал этот опыт?
— Самое главное — это понимание того, как бизнес взаимодействует с государством, и умение находить взаимопонимание с муниципальными властями, от которых многое зависит.
До 2011 года вы состояли в "Единой России", но затем вышли из–за ограничений в партийных дискуссиях. Планируете снова вступать в какую–нибудь партию?
— Я беспартийный. Все партии хороши, пока они руководствуются здравым смыслом, а не просто критикуют. Сделай сам, а потом критикуй других.
 
 

Биография

Юрий Пахомовский

> Родился в 1961 г. в Вологодской области, окончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета.
> С 1987 по 1997 г. работал на заводе "Русский дизель", ОАО "Энергомашжилстрой".
> С 1997 г. — гендиректор ЗАО "Петроцемент", с 2001 по 2005 г. — председатель совета директоров ОАО "Выборгская целлюлоза", ОАО "Русский дизель", с 2010 г. — ЗАО "БазэлЦемент–Пикалево".
> С 2007 г. — депутат парламента региона, в 2012 г. назначен вице–губернатором.

 
 

 
 

Справка

ЖКХ и ТЭК Ленобласти

> Финансирование в 2013 – 2014 гг. программы "Чистая вода" — более 1 млрд рублей.
> Финансирование программы развития газоснабжения и газификации на период 2012 – 2015 гг. составит 8,2 млрд рублей из средств ОАО "Газпром". Финансирование из бюджета оценивается в 5,3 млрд рублей.
> На программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 – 2015 гг. и на перспективу до 2020 г." заложено 4,8 млрд рублей.