"Деловой Петербург". Бизнес на бегу

Автор фото: Евгений Лучинский

Анна Шагинян развивает первый в Петербурге коммерческий беговой клуб, его директором она проработала год, и теперь стала партнером. Интерес к здоровому образу жизни неуклонно растет, и это позволяет зарабатывать в новом секторе.

Идея открыть школу бега пришла в голову Максиму Журило, бизнес–тренеру компании Business Relations в Москве. В 2008 году он вышел на пробежку и смог пробежать только 1,5 км. Скромный результат ударил по его самолюбию, и предприниматель поставил себе цель — пробежать марафон в Нью–Йорке. Сейчас Максим Журило — участник десятков забегов и однодневной гонки IRONMAN (4 км в открытой воде, 180 км на велосипеде, а затем — марафон).
В 2012 году Максим Журило нашел партнеров — Ирину Московкину и Владимира Пасекунова, и вместе они создали ООО "Ай лав раннинг". Стартовый капитал составил около 100 тыс. рублей, большая часть которых ушла на разработку бренда и сайта, создание маек с логотипом компании.

Марафон для всех

Петербургский филиал открылся на Крестовском острове в 2013 году, обучение в нем прошли две группы, которые готовились к забегу на 10 км на марафоне "Белые ночи". Анна Шагинян, руководитель школы в Петербурге, была ученицей одной из первых групп, а после ухода руководителя клуба владельцы бизнеса предложили ей возглавить филиал. В ближайшее время они планируют перейти на работу по франшизе и стать полноценным партнером московского офиса.
Оборот компания не раскрывает, но, по оценкам экспертов, он составляет около 1 млн рублей в месяц при рентабельности 30%. Прибыль проекту приносит оплата программ обучения. Она состоит из семи недель занятий с тренером, лекций и семинаров по технике бега и консультации со спортивным врачом. Стоимость курса сопоставима с ценой годового абонемента в фитнес–клуб среднего ценового сегмента. Также на сайте школы есть интернет–магазин обуви для бега, но, по словам предпринимателей, на выручку он влияет несущественно. Основные расходы — оплата работы тренеров и спортивного врача, реклама. Помещение на Крестовском острове клуб арендует только зимой, в теплое время года тренировки проходят на улице.
Особенность школы, по задумке создателей, в том, что у каждого ученика есть спортивная цель и срок для ее исполнения. Группы учеников в завершение курса отправляются бежать марафон или полумарафон за границу. Ученики сами оплачивают поездку: регистрацию на забег, перелет, проживание.
Анна Шагинян уверяет, что бегать может почти каждый, добавляя, что она сама начинала с нуля, никогда до этого не занимаясь спортом. Среди учеников школы — люди разных профессий и возраста. Многие начинают бегать после 40, имея хронические заболевания. "Знакомые после марафона спрашивают бегунов, какое место они заняли, — добавляет предприниматель, — но марафон — это не только бег, это праздник жизни, от которого нужно получать удовольствие. А место может быть и тысячным". Любительский спорт в России, считает Анна Шагинян, находится на заре развития, но интерес к нему постепенно растет.

Рынок любителей

Спортивных сообществ существует в Петербурге немало, но чаще это профессиональные школы для спортсменов или сообщества по интересам, где не обучают технике бега. "Как ни странно, бег — один из самых травмоопасных видов спорта, — рассказывает Анна Шагинян, — технику знать необходимо".
Григорий Бакута, создатель клуба Mint Running Club, считает, что рынок школ любительского спорта — только перспектива, пока его нет ни в Петербурге, ни в Москве. "Есть элитный рынок персональных тренеров, и я сомневаюсь, что в ближайшие годы он перейдет в демократичный сегмент, — говорит Григорий Бакута. — Не все готовы платить за обучение спорту, а те, кто готов, уже платят".
Роман Курбатов, владелец теннисных кортов на Крестовском острове, считает, что зачатки рынка компаний для любительского спорта могут никогда не превратиться в полноценный рынок. "Спортивные сооружения в России строят только энтузиасты, — уверен предприниматель. — Окупить их гораздо сложнее, чем бизнес–центр или жилой дом. В других странах эта отрасль дотируется государством, у нас — нет".