Доходы торговцев делает пластик

По итогам 2013 года с помощью пластиковых карт петербуржцы заплатят за товары в магазинах города почти 100 млрд рублей. Ретейлеры отмечают, что средний счет при оплате по карте растет.

За 9 месяцев 2013 года оборот безналичных платежей в петербургских магазинах вырос на 40 – 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Учитывая то, что в 2012 году покупатели города оплатили с помощью пластиковой карты товары на 73,3 млрд рублей, в 2013 году этот показатель может вплотную приблизиться к 100 млрд рублей. В Северо–Западном банке (СЗБ) Сбербанка эквайринговый оборот в торговых сетях за 9 месяцев увеличился более чем на 50% по сравнению с тем же периодом 2012 года, а обороты в терминалах банка "Открытие" в Петербурге за это же время выросли на 51%.
Растет и эмиссия карт, как оценивают в СЗБ Сбербанка, рост рынка только кредитных карт в текущем году составил 40 – 50%.

Взялись за малых

Интересно, что в текущем году многие банки сделали акцент на развитие эквайринга в малых и средних торговых точках. Хотя еще недавно банки предпочитали ставить терминалы оплаты только в крупных сетях. "В 2013 году особое внимание уделяется установке эквайрингового оборудования в предприятиях торговли малого и среднего бизнеса", — рассказали в СЗБ Сбербанка. "Иногда сетевые компании не показывают тех оборотов по терминалам, которые показывают индивидуальные магазины, малый бизнес. Наш банк в первую очередь интересует не количество точек в сети, а обороты, приходящиеся на один терминал, — от нескольких сотен тысяч рублей", — говорит управляющий Северо–Западным филиалом МТС–Банка Дмитрий Григорович.
Зачастую это больше зависит от сферы деятельности организации. За последний год количество терминалов, установленных в торговых и сервисных организациях Петербурга, увеличилось более чем в 3 раза, добавляет Дмитрий Григорович.
"Малые предприниматели могли бы больше обращаться за эквайрингом, если бы комиссия банка на эту услугу составляла хотя бы 1%, даже это большая комиссия", — говорит владелец продуктовых магазинов Владислав Жижкун. Сам он недавно начал работу с банком по этому направлению.
"Сначала речь шла о 2%, сейчас мы работаем с комиссией 1,8%, для нас это очень высокий процент", — сетует он.
Однако предприниматель согласился на такую комиссию, потому что покупатели постоянно спрашивают, можно ли расплатиться банковской картой.

Крупнее покупки

Сетевые ретейлеры отмечают, что использование карт стимулирует покупателей тратить в магазинах больше. Юлия Родевич, руководитель отдела казначейства и страхования сети Media Markt, говорит, что в ее сети банковскими картами оплачивается примерно треть покупок.
При этом средний счет при оплате картами выше, чем при оплате наличными.
Тем не менее в денежном выражении объем безналичных платежей растет в сети примерно на 5% в год, замечает Юлия Родевич. Она добавляет, что никакой дополнительной стимуляции покупателям для этого не требуется. "Количество покупателей, которые расплачиваются с помощью банковской карты, ежегодно удваивается", — делится Дэнни Перекальски, директор по маркетингу "Дикси". По его словам, средний счет при оплате безналичным способом больше в 1,5 раза, чем при оплате наличными.

Большое будущее

И банкиры, и ретейлеры сходятся на мысли, что рынок безналичных платежей обладает огромным потенциалом. "Прежде всего потому, что в России традиционно велик оборот именно наличных средств", — рассуждает Александр Конышков, директор Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка. Доля безналичных операций хоть и растет из года в год, но пока остается незначительной в сравнении, например, с 90% в Европе и Америке, подчеркивает он.
"Не секрет, что в масштабах государства тратятся колоссальные средства на поддержание безналичного денежного оборота. Полагаю, что в ближайшие 10 – 15 лет мы будем наблюдать постоянный рост объемов безналичных расчетов", — считает директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Грачев.
Банк ориентируется на малый бизнес. Работа с сетевыми компаниями ведется, но это технологически сложный и более длительный процесс, требующий большого количества трудовых ресурсов. Доходность по таким проектам довольно низкая. Комиссионный бизнес набирает обороты, в нашем банке это одно из приоритетных направлений. Данная тенденция является естественным процессом и следствием перехода на безналичные платежи, поддерживаемые и пропагандируемые государством. Рынок еще далек от насыщения, поэтому речь о переделе не идет. Несмотря на очевидную тенденцию к росту безналичных платежей, процент снятия наличных в банкомате на сегодняшний день достаточно большой.
Сергей Базанов