"Деловой Петербург". Икорный ход кормит целый год

Автор фото: Беликов Валентин

Предприниматели Вадим Скляренко и Игорь Ружанский решили, что спрос на качественную красную икру станет лучшим двигателем для бизнеса. Их ожидания оправдались, и спустя год компания достигла месячного оборота 4 млн рублей.

ООО "Куплюикру" появилось в 2012 году, и для его основателей рыбный промысел — дело жизни. В 14 лет Вадим Скляренко начал работать на заводе обработчиком — резал рыбу, а спустя несколько лет стал технологом икорного цеха, успев при этом выучиться на маркетолога в университете им. Герцена.
Совладелец бизнеса Игорь Ружанский раньше занимался грузоперевозками. Такой тандем стал удачной основой для бизнеса по продаже икры лососевых рыб.

Икра вместо денег

"Мы привозили икру для друзей, а потом решили пойти ва–банк и закупить товар оптом", — вспоминает Вадим Скляренко. В первую тонну икры предприниматели вложили 1,5 млн рублей. Часть средств заработали на путине (сезонный рыбный промысел), часть заняли у знакомых. Привлекались и кредитные средства, но этот опыт бизнесмены считают неудачным: вернуть пришлось сумму, в 3 раза превышающую полученные средства. Следующий шаг — интернет–магазин "Куплюикру.ру".
"Дизайн мы придумали еще на путине, там есть время подумать — без телефона, Интернета", — говорит Вадим Скляренко. А сам сайт обошелся нам в 5 тыс. рублей и 5 кг икры". Икру в самом начале бизнеса предприниматели нередко использовали в качестве валюты, например, предлагали 40% заказа на рекламу оплатить деньгами, а 60% — икрой. "Самое странное, что все соглашались, менялось только соотношение", — смеются бизнесмены. Интернет–магазин начал работать в октябре, а к Новому году распродали всю икру и вернули долги.
Со складом было сложнее: сначала бизнесмены арендовали холодильный контейнер за 20 тыс. рублей в месяц. Но такой способ хранения оказался нерентабельным: приходилось перевозить икру со склада в цех для фасовки, затем везти обратно непроданную часть. В итоге логистика, хранение и фасовка отнимали 30 – 35% выручки. Выручил рыбный завод, сдав в субаренду холодильник.

Тонкости бизнеса

В икорном деле немало трудностей. Например, на первом этапе обработки теряется 30% веса икры, что поднимает ее цену. Непросто и довезти продукт до центральной части страны. Крупные производители для увеличения срока годности нередко пересаливают икру и добавляют в нее антисептики, а тем, кто конкурирует качеством, остается только соблюдать температурный режим и быстрее реализовывать товар. Рыба для икры добывается всего 2 месяца, к которым готовятся весь год. "Две недели этого периода называются рунный ход", — поясняет Вадим Скляренко, — в это время река кипит рыбой. Тогда отбиваются все годовые затраты". Продажи не меньше зависят от времени года: перед праздниками количество и объем покупок возрастают в несколько раз. Например, в декабре прошлого года оборот компании достиг 4 млн рублей: через интернет–магазин продали 1,5 т красной икры и сопутствующих товаров общей стоимостью 500 тыс. рублей.
Сейчас на предприятии работают более 20 человек в Петербурге, Москве и Новосибирске. Дело развивается, но, чтобы продать икру, приходится приложить немало усилий: это продукт не первой необходимости, и цена довольно высока. Продажи через Интернет приносят компании около 30% прибыли, из них около половины приходится на социальные сети, остальное — на сайт фирмы. 20% покупателей приносит сарафанное радио, и, хотя процент невысок, предприниматели отмечают, что постоянные клиенты самые ценные, покупки таких клиентов и их друзей дают фирме больше половины прибыли. Приобретают икру несколько ресторанов и три– четыре магазина в Петербурге.

Нелегалов — половина

По оценке NP Consulting, около 40% икры на российском рынке продается в расфасованном виде, 15% — без тары, остальное — нелегальный продукт.
Объем рынка икры, по разным оценкам, колеблется в рамках 30 – 35 млрд рублей, с учетом черного рынка выходят все 60 млрд рублей.
Крупнейшие производители икры лососевых рыб, по данным NP Consulting, — ООО "Северная компания", ООО "ССС", ООО "Русский рыбный мир", Рыбокомбинат № 1 и другие.
Директор по закупкам интернет–магазина "Живой вкус" Дмитрий Владыкин рассказывает, что цены на икру за последний год заметно повысились как в оптовых закупках, так и в рознице, но спрос не упал.
"Сложно сказать, что стало причиной, — рассуждает Дмитрий Владыкин, — то ли действительно выловили меньше рыбы, то ли просто игроки рынка решили, что спрос выдержит повышение цен".
О повышении цен говорит и совладелец рыбной лавки "Свои люди" Антон Искандыров, добавляя, что в Петербурге икры скоро может стать больше.
"Большинство производителей фасует икру по банкам, — объясняет предприниматель, — а нефасованную в Москву везти дешевле, в Петербург часто везли уже из столицы. Теперь, когда московские рынки то и дело закрываются, те же предприниматели начинают продавать икру в Петербурге".