"Деловой Петербург". Локализация постепенно увеличивается

Автор фото: Беликов Валентин
на фото: Дитрих Меллер, президент Siemens в России

В конце октября "Сименс АГ" начал возводить под Петербургом новый завод по производству газовых турбин стоимостью 275 млн евро. Об инвестициях и перспективах dp.ru рассказал президент "Сименс" в РФ и Центральной Азии Дитрих Мёллер.

Какое место РФ занимает в бизнесе "Сименс" и какова ее роль?
— В начале ноября "Сименс АГ" подвел итоги за прошедший финансовый год, который завершился 30 сентября, оборот глобальной компании составил 75,9 млрд евро. Из них на долю России и стран Центральной Азии приходится 2,4 млрд евро, то есть чуть больше 3%. На первый взгляд, это немного, но среди стран БРИК по объему выручки Россию опережает только Китай.
А по прибыли?
— Я не могу вам назвать эту цифру. Мы не раскрываем прибыль по регионам, но бизнес в России успешен. Прибыль, полученную здесь, мы инвестируем в российские проекты, а не перечисляем в Германию. "Сименс" с 2011 года реализует в России инвестиционную программу стоимостью 1 млрд евро. В настоящее время мы находимся в активной стадии реализации этой программы. Мы поэтапно инвестируем в крупные проекты в таких отраслях, как железнодорожное и энергетическое машиностроение, а также НИОКР.
1 млрд евро — это стоимость всей программы. На какой срок она рассчитана, сколько средств уже израсходовано и что будет дальше?
— Мы уже реализовали инвестиционную программу на 70%, в производства в различных отраслях экономики вложено примерно 700 млн евро. В эту сумму входят инвестиции в совместное предприятие с группой "Синара" — "Уральские локомотивы". Мы образовали в Свердловской области железнодорожный машиностроительный кластер по производству грузовых локомотивов и электропоездов "Ласточка", куда вложено около 400 млн евро.
В Воронеже успешно работают предприятия по производству продукции для российских электросетей. В начале 2012 года мы запустили в Воронеже завод по выпуску высоковольтного оборудования — ООО "Сименс Трансформаторы", куда было инвестировано около 50 млн евро. Также дополнительные вложения 25 млн евро были произведены в совместное предприятие с ЗАО "РЭП Холдинг" — петербургское ООО "Сименс Электропривод". Одно из направлений деятельности этого завода — выпуск тяговых двигателей для электропоездов. Совместно с ЗАО "Искра–авигаз" запустили в Перми завод по производству компрессоров для нефтегазовой промышленности — ООО "РусТурбоМаш".
В октябре 2013 года в поселке Горелово Ленинградской области мы заложили фундамент нового завода по производству и сервисному обслуживанию газовых турбин. Это совместное предприятие с компанией "Силовые машины" — ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин" (СТГТ). Общая сумма инвестиций в проект —275 млн евро. Значительная часть инвестиций приходится на новый завод с оборудованием, необходимым для увеличения локального содержания в обновленной версии наших газовых турбин SGT5–2000E и SGT5–4000F. Другая часть средств связана с передачей сопутствующих ноу–хау и обучением, включая расширение объема инжиниринговой деятельности в соответствии с конкретными потребностями клиентов и требованиями локального рынка. Мы планируем завершить строительство завода в конце 2014 года. На предприятии будут работать до 500 сотрудников.
В чем основные отличия нового завода от "Интертурбо", где сейчас собираются турбины?
— В декабре 2011 года компания "Интертурбо" была преобразована в СТГТ и продолжает сборку газовых турбин на базе бывшего "Интертурбо". Сейчас мы создаем полноценный завод со своим НИОКР и сервисной базой. На новом заводе глубина локализации будет значительно выше. Речь идет о полном трансфере технологий "Сименс" в производстве газовых турбин. Новый завод будет полностью интегрирован в глобальную технологическую и производственную сеть "Сименс", которая включает подобные заводы в Берлине и Мюльхайме (Германия), Шарлотте (США) и Шанхае (Китай). Центр НИОКР СТГТ будет заниматься не только аппликациями решений из Германии, но и собственными разработками.
Каков портфель заказов у завода на газовые турбины?
— Сейчас я не готов поделиться такой информацией. Обычно мы раскрываем только объемы выполненных работ.
Безусловно, среди основных потенциальных заказчиков — российские энергокомпании: "Интер РАО", "Газпром энергохолдинг", "КЭС–холдинг", "Мосэнерго", ООО "Фортум" и др.
СТГТ уже имеет контракты с некоторыми компаниями. Первым самостоятельным контрактом стал договор на поставку одновальной парогазовой установки SСС5–4000F–1S для блока №2 Южноуральской ГРЭС–2. С ОАО "ОГК–2" заключен договор на обслуживание парогазового энергоблока ПГУ–800 Киришской ГРЭС на ближайшие 12 лет.
Также СТГТ будет обеспечивать техническое обслуживание газовых и паровых турбин и генераторов всех трех парогазовых блоков Няганской ГРЭС, принадлежащей ООО "Фортум", в течение следующих 6 лет.
На заводе газовых турбин инвестиции в Россию прекратятся?
— 1 млрд еро — не финальная цифра. "Сименс" намерен и дальше инвестировать в развитие бизнеса в России. У нас здесь далеко идущие планы.
В ближайшее время мы планируем участвовать в конкурсе, который объявит московский метрополитен. В качестве партнера для участия в тендере были выбраны "Русские машины". Компании намерены объединить усилия для участия в тендере на поставку вагонов метро. В связи с этим мы планируем создать еще одно совместное предприятие в России. В случае положительного решения по итогам конкурса мы намерены дополнительно инвестировать в локальное производство вагонов.
Как вы оцениваете свои шансы выиграть тендер московского метрополитена?
— Сложно сказать: это большой международный тендер, где будут представлены все основные зарубежные и отечественные поставщики. "Сименс" обладает достаточными производственными мощностями и накопленным опытом для того, чтобы успешно реализовать этот проект. Мы можем предложить современные технологии для московского метрополитена в решении вопросов комфорта пассажиров, безопасности, энергоэффективности и экологичности.
В сентябре 2013 года на Международном салоне железнодорожной техники мы презентовали макет вагона метро, созданного на основе платформы "Инспиро" специально для Московского метрополитена.
Отмечу, что в тендере московского метрополитена речь идет не только о поставках вагонов, но и об их обслуживании. С победителем будет заключен контракт жизненного цикла, то есть на весь комплекс работ — от проекта до сервисного обслуживания. Думаю, что в данном случае клиент, принимая решение по такому крупному проекту, будет тщательно оценивать финансовые возможности компании и ее надежность. Весьма вероятно, что победитель московского тендера будет поставлять поезда и в другие метрополитены страны.
С петербургскими властями вели переговоры о поставке вагонов метрополитена?
— Конечно, вели переговоры, но сейчас все внимание городов приковано к крупному тендеру Москвы. В Петербурге пока речь идет о разовых поставках, обновлении существующего подвижного состава.
Каковы перспективы сотрудничества с РЖД?
— Российские железные дороги являются для "Сименс" стратегическим партнером. В 2009 году с РЖД мы заключили контракт на поставку 54 электропоездов на платформе Desiro, которые в России называют "Ласточкой". 38 поездов, произведенных в немецком Крефельде, уже эксплуатируются в Петербурге, Сочи, Казани, Нижнем Новгороде. Еще 16 "Ласточек" будут собраны с локализацией 20% уже в России. По новому контракту с 2014 по 2020 год мы поставим РЖД дополнительно 240 электропоездов — это 1200 вагонов. Все они будут собираться на "Уральских локомотивах". В мае на этом предприятии был сварен шов кузова первой "Ласточки" отечественного производства, а в начале ноября 2013 года был дан старт серийному производству скоростных поездов со знаком "Сделано в России".
Какая там локализация?
— Планируется, что к 2017 году производимые на Урале электропоезда "Ласточка" будут российскими на 80%.
Уровень локализации производства будет увеличиваться постепенно. Импортироваться будет только пятая часть комплектующих. В проекте по выпуску "Ласточек" примут участие российские поставщики, там их больше 100. Например, петербургский "Сименс Электропривод" производит тяговое оборудование для данных поездов. Это большая промышленная программа, включающая не только собственную локализацию, но и локализацию поставщиков.
"Сапсаны" будут собираться в России?
— "Сименс" уже имеет положительный опыт локализации скоростного моторвагонного подвижного состава на территории России.
Сборка "Ласточек" в России связана с большими инвестициями в производство алюминиевых кузовов. Это новая технология для России — из больших алюминиевых профилей делаются кузовы вагонов. Эта именно та технология, по которой собираются кузовы "Сапсанов". На самом деле финальный монтаж поездов "Ласточка" и "Сапсан" похож. Технические решения, конечно, отличаются, однако технологическая база уже существует, то есть на новом заводе можно производить и "Сапсаны". Не хватает только заказов.
Локализация производства возможна при заказе не менее 20 – 30 поездов. В настоящее время объем заказа оставляет 16 поездов (соглашение о производстве и поставке восьми дополнительных поездов "Сапсан" и их техническом обслуживании "Сименс" и РЖД подписали в конце 2011 года). Для этих поездов уже проводится локализация некоторых работ: некоторые запчасти производятся в России, ведется пусконаладка, сервисные работы (это происходит в депо "Металлострой" в Петербурге).
Мы ожидаем в 2014 году новый тендер на подвижной состав для высокоскоростной линии Москва — Казань. Речь там идет о 25 – 30 поездах. И в зависимости от количества заказанных поездов мы будем принимать решение о возможной локализации и ее уровне. Важно, что наши российские специалисты теперь в состоянии производить "Сапсаны", хотя это еще 2 года назад было невозможно.
Планируете ли вы создавать в России бизнес в области альтернативной энергетики?
— Я знаю, что в России есть план до 2020 года примерно 4% электроэнергии получать из альтернативных источников. Однако жесткой потребности в реализации этой программы нет, поэтому, вероятно, в России пока нет проектов в области альтернативной энергетики.
Также это промедление может быть связано с тем, что Россия слишком богата энергоресурсами. Для Германии, например, поскольку в этой стране нет нефти и газа, альтернативная энергетика имеет большее значение.
 
 

Биография

Дитрих Мёллер

> Родился 6 декабря 1957 года в Дрездене (Восточная Германия).
> Окончил Киевский политехнический институт, затем в Техническом университете Дрездена получил степень доктора технических наук.
> В 1991 году возглавил oтдел тяговых преобразователей в "Сименс АГ".
> В 2006 году занял пост вице–президента концерна и возглавил "Сименс" в РФ и Центральной Азии.

 
 

 
 

О компании

"Сименс"

> ООО "Сименс" — "дочка" германского "Сименс АГ" — развивает бизнес в регионе Россия и Центральная Азия (он объединяет РФ, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).
> Оборот "Сименс" по итогам 2013 финансового года (на 30 сентября) составил 2,4 млрд евро. Около 60% дохода приносят заказы в сфере транспорта и энергомашиностроения.