Братство кольца

Российский покупатель приобретает ювелирное украшение 1 раз в год или реже. Тем не менее объем рынка растет в среднем на 10%.

Оригинальность, индивидуальность и минимализм характеризуют современную ювелирную моду, считает Екатерина Терпугова, исполнительный директор интернет–магазина bestwatch.ru.
По ее словам, эта мода формируется под влиянием крупных специализированных выставок. В этом году дизайнеры советуют дарить изделия с яркими эмалевыми рисунками, однако не стоит при этом забывать о вкусах того, кому адресован подарок.

Зимние камни и фауна

Так, желтое золото не вызовет восторга у любителей белого металла, а вычурное украшение вряд ли украсит даму в возрасте. К тому же дизайнеры не советуют в качестве зимних подарков выбирать так называемые летние камни (например, речной жемчуг, светлый янтарь, перламутр и др.). Зато придутся впору ювелирные изделия с опалом, агатом, лазуритом, янтарем, также в холодное время года будут уместны изумруд и оникс.
В сезоне 2013/14 актуальны украшения абстрактных необычных форм. В коллекциях дизайнеров присутствуют анималистичные направления, например броши и кольца с изображением различных животных, насекомых и цветов. Носить представителей животного мира из золота и серебра рекомендуется на изящных цепочках или простых кожаных шнурках. Еще один тренд сезона — огромные камни с золотыми узорами по поверхности. По–прежнему в моде несколько высоких браслетов, одетых вместе, а также одинаковые браслеты на обеих руках.

Драгоценные прогнозы

По некоторым оценкам, каждый год россияне тратят на ювелирные украшения несколько миллиардов рублей. Российский покупатель приобретает ювелирное украшение 1 раз в год или реже, говорят аналитики Alto Consulting Group. Чаще всего это кольца и серьги — их предпочитают 45 и 41% опрошенных. Готовы заплатить за украшение дороже всех люди в возрасте от 40 до 50 лет (их около трети среди клиентов). Спрос, как замечают эксперты, зависит от доходов населения, уровня безработицы и покупательной способности. По оценке Discovery Research Group, в 2012 году объем российского ювелирного рынка составил 193,3 млн штук и 257,9 млрд рублей. Наибольшую долю в структуре рынка занимают изделия из серебра — 45%, на золото приходится 27%, изделия из палладия насчитывают 19%, платиновые — 9%. По прогнозам DRG, до 2017 года рынок будет увеличиваться на 4,6% в натуральном и на 6,7% в стоимостном выражении ежегодно. Таким образом, по итогам 2013 года объем рынка может достичь 275,1 млрд рублей.
Хорошие позиции на российском ювелирном рынке занимают компании: "Кристалл", "Красцветмет", "Адамас", "Алмаз–Холдинг", "Ювелирная сеть 585", "Московский ювелирный завод", "Русские самоцветы" и др.
Среди особенностей рынка эксперты называют сильную конкуренцию с бижутерией, которая наметилась в период последнего экономического кризиса. "По сравнению с ювелирными украшениями у бижутерии есть весомое преимущество: она дешевле (что немаловажно в посткризисных условиях) — можно позволить себе покупать аксессуары под любой наряд, обновляя коллекцию столько раз, сколько хочется, — пишут в своем исследовании аналитики Step by step. — К тому же производители бижутерии гораздо быстрее реагируют на изменчивую моду, чем ювелиры, а значит, разнообразие "искусственных драгоценностей" гораздо больше, чем в серьезных коллекциях из золота и других драгоценных металлов".
В то же время любовь россиян к бриллиантам остается сильнее всех кризисов. По данным Росстата, производство ювелирных изделий с бриллиантами в 2012 году выросло на 13,7% по сравнению с 2011–м и составило 1,7 млн штук. Согласно исследованию "Розничные ювелирные сети 2012", основанном на онлайн–опросе потребителей, спрос на золотые изделия с бриллиантами составляет не менее 40%. Среди особенностей предложения на ювелирном рынке эксперты отмечают своего рода парадокс: с одной стороны, изобилие товаров, с другой — недостаточное разнообразие ассортимента. Дизайнерская мысль в российской ювелирной моде заметно отстает от достижений их западных коллег, полагают специалисты.