"Деловой Петербург". Шоколад зеленого цвета

Автор фото: Беликов Валентин
на фото: Владимир Митрофанов, основатель и директор компании производителя шоколада " Okasi "

Владелец компании "Все для суши" Владимир Митрофанов (29 лет) уже год работает над новым проектом — брендом Okasi, под которым изготавливает и продает зеленый шоколад с использованием чая матча. Идею для нового бизнеса он привез из Японии.

Идея продавать в России зеленый шоколад пришла к предпринимателю в 2012 году — тогда первая компания Владимира "Все для суши", специализирующаяся на продаже продуктов для приготовления японской еды в домашних условиях, стала получать заказы клиентов именно на эту сладость. "Прелесть специализированного магазина в том, что мы глубоко лезли в товарную матрицу, наши клиенты — те, кто был в Японии или много о ней знает, поэтому и задают тренд", — объясняет молодой человек. Сам предприниматель был в Стране восходящего солнца только один раз, в 2010 году, и уже тогда заинтересовался популярной там разновидностью KitKat — шоколадом зеленого цвета со вкусом японского чая матча. Однако в бизнес эта идея в качестве проекта Okasi (дословно в переводе с японского означает "сладость") окончательно переросла в конце 2012 года — тогда шоколад под этим брендом появился на рынке.

Особый рецепт

Везти шоколад небольшими партиями из Японии нерентабельно: только для того, чтобы провезти 100 шоколадок через границу из Японии в Россию, нужно потратить около 50 тыс. рублей. Поэтому Владимир с марта 2012 года работает с небольшим производством на аутсорсинге — петербургской кондитерской фабрикой "Ацтек". Чай матча Владимир закупает у японской компании "Тенку Муген", которая занимается поставками продуктов из Японии в Россию. Минимальная партия — 1 тыс. шоколадок, производство загружается 1 – 2 дня в месяц.
"Мы рассматривали семь производств, но свою роль сыграли сложности с порошковой рецептурой чая — его надо правильно завести в шоколад, чтобы не разрушить все вещества, которые содержатся в чайном листе, — вспоминает молодой человек. — Только у одной фабрики получилось сделать максимально похожий на японское лакомство продукт".
Первое время Okasi экспериментировало и с рецептурой, и с внешним видом — сладости делались в виде чайных листочков. Они вкладывались в покупки клиентов "Все для суши", распространялись на выставках. Так складывалась фокус–группа и собиралась обратная связь о новом продукте.

Любители нового

Основные потребители зеленого шоколада — экспериментаторы и новаторы. "Основная группа покупателей — девушки от 25 до 32 лет, которые любят пробовать новые продукты и вместе с тем следят за своим здоровьем", — отмечает предприниматель, объясняя, что шоколад за счет содержания японского чая матча дает ощущение бодрости.
Продукция Владимира сейчас продается на сайте okasi.ru и в магазинах фабрики Крупской, "Море чая", сети супермаркетов "Лэнд" и Super Babylon. Конкурентами Okasi в ценовом сегменте являются премиальный бельгийский шоколад Dolpin и швейцарский шоколад Lindt. За 2013 год суммарный оборот составит около 4,5 млн рублей. Пока продано 7,5 тыс. шоколадок. С июня 2013 года Владимир вывел на рынок еще один вид сладости — марципановые батончики с чаем матча с двумя разными вкусами, на данный момент компания продала всего 8 тыс. штук. Задача к концу этого года — продавать по 3 тыс. шоколадок в месяц. "Продукт дорогой, неизвестный, в сети заходить сложно, но цель на 2014 год — выйти на крупных ретейлеров через дистрибьюторов", — рассказывает предприниматель.
Эксперты отмечают, что в России довольно специфический рынок шоколада — бытует много стереотипов, и шоколад воспринимается как детское лакомство, а не как изысканный десерт для взрослых, как это принято считать, например, в Европе и Америке, где есть понимание премиальности этого продукта и много шоколадных бутиков с разными сортами шоколада и самыми неожиданными начинками. "В России нет рынка премиального шоколада, хотя, например, в Бельгии он выведен в отдельную категорию и даже входит в потребительскую корзину", — говорит Андрей Шарков, владелец компании ShokoBox.
По оценке Euromonitor International, в 2012 году объем российского рынка шоколадных изделий составил около $8 млрд. По данным компании "АЦВИ", доля премиального сегмента составляет всего 4%. Ожидается, что к 2016 году российский рынок увеличится на 45% и достигнет отметки $11,6 млрд.