Россия падает, Европа ожила

Рынок продолжает держать курс на дно, пытаясь утянуть за собой марки премиум–сегмента.

Отечественный авторынок продолжает ощущать снижение спроса на автомобили. В октябре снижение составило 8%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом месяце на территории России было реализовано 234 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
С января по октябрь в стране 2,28 млн автомашин, что на 7% отстает от аналогичного показателя за 2012 год.

Одним — снижение, другим — рост

Значительно хуже среднего по рынку дела идут у марок Chrysler, Dodge, ZAZ, УАЗ, Peugeot, Chevrolet, Mini, Lada и ряда китайских марок — их продажи в октябре упали от 25 до 80%. Отечественные марки Vortex, Иж, TagAZ фактически остановили продажи, их реализация просела на 89–94% (см. таблицу).
Обратный тренд демонстрирует ряд марок, которые умудряются в период общего спада наращивать объемы. Так, FAW увеличил сбыт в октябре на 221%, Jaguar — на 91%, Land Rover — на 40%, Lifan — на 36%, Geely — на 35%. Трех– и четырехзначные цифры прироста демонстрируют марки Isuzu, Haima, Smart, однако в количественном выражении их продажи за месяц исчисляются десятками машин, внушительные цифры прироста связаны с низкой базой прошлого года.

Премиум сокращает отрыв

Если несколькими месяцами ранее марки премиум–сегмента чувствовали себя значительно лучше рынка, демонстрируя ежемесячный рост в десятки процентов, то сейчас эта разница стала менее заметной, некоторые марки падают синхронно с рынком или даже быстрее него.
В премиум–сегменте больше всех нарастить продажи смогли упоминавшиеся выше Jaguar (91%) и Land Rover (40%), за ними следуют Mercedes–Benz (15%), Volvo (11%), Audi (6%), BMW (4%), Porsche (3%). Отрицательную динамику показали японские марки Lexus (–16%) и Infiniti (–11%).
Эксперты отмечают, что снижение продаж в этом году, скорее всего, продолжится.
"Основной тренд — слабые продажи — остается неизменным, — комментирует Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Не видно как следов улучшения, так и следов дальнейшего ухудшения. По мере приближения конца года становится очевидным, что долгожданная стабилизация рынка вряд ли произойдет в 2013 году".

Заводы вышли в плюс

Производство легковых автомобилей в России за прошлый месяц снизилось незначительно — на 0,7%. По данным Росстата, в октябре автозаводами было выпущено 183 тыс. машин. В Петербурге четыре действующих автозавода по выпуску легковых машин смогли увеличить выпуск на 5%. В октябре с конвейеров сошло 36,8 тыс. автомобилей. С начала года общий объем производства составил 322,7 тыс. единиц, что на 2% больше аналогичного показателя 2012 года. Такие данные приводит агентство "Auto–Dealer–СПб". По наблюдениям экспертов, до октября автокластер Петербурга 3 месяца подряд показывал отрицательную динамику.
Ожидается, что в 2013 году совокупный выпуск продукции на петербургских заводах достигнет показателя 2012 года, когда он составил 390 тыс. машин.
В настоящее время на заводах Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпускается 11 моделей автомобилей. Из них пять — Hyundai Solaris, Kia Rio, Chevrolet Cruze, Opel Astra и Toyota Camry — по итогам января–октября 2013 года вошли в топ–20 наиболее продаваемых моделей автомобилей в России.

Европа снова покупает

На европейских рынках эксперты второй месяц подряд отмечают позитивные перемены. По результатам октября число зарегистрированных новых автомобилей в 27 странах Евросоюза увеличилось на 4,7%, сообщает Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA). В сентябре рост продаж составил 5,4%.
Рост европейского рынка второй месяц подряд наблюдается впервые за последние 2 года.