Обойти, чтобы не застрять

Смольный все еще не определился с маршрутом, по которому пройдет транспортный обход центра. Главный вопрос — какой будет новая круглосуточная переправа через Неву

Ставшее устойчивым словосочетание "Транспортный обход центра" (ТОЦ) по–разному понимается экспертами, кроме того, власти пока не утвердили его окончательные характеристики. В конечном счете транспортный обход должен стать кольцевой трассой непрерывного движения, которая позволит следовать из района в район, минуя центр. Когда сможет быть завершен весь проект ТОЦ, пока не ясно, работа только на набережных Обводного канала, похоже, продлится не менее чем до 2020 года.

Бренд в развитии

"Транспортный обход центра — это в большей степени товарное название, некая марка, бренд. Идея того, чтобы связать отдельные места в городе и придать им особый статус. Такое название она получила недавно, но история это давняя, бренд только обновляется", — рассказывает Михаил Петрович, директор бюро территориальных информационных систем градостроительного моделирования ЗАО "Петербургский НИПИград".
Идеи создания транспортного обхода центра появились еще в 1960–х годах, когда началось развитие набережных Обводного канала. Идея сохранялась и постепенно трансформировалась, и в генплане 1986 года была обозначена как Внутренняя дуговая магистраль. Она проходила, в частности, по Карповке, частью этой магистрали должны были стать Гренадерский и Кантемировский мосты, пр. Маршала Блюхера.
По нынешнему проекту ТОЦ проходит по Западному скоростному диаметру, наб. Обводного канала, Синопской и Смольной наб., затем трасса должна перейти на другую строну Невы и в итоге снова замкнуться на ЗСД. Нерешенная задача — каким будет переход через Неву. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры уточняют только, что он должен быть круглосуточным, но будет ли мост или тоннель, пока так и не решено. Напомним, в планах Смольного ранее значилось строительство Орловского тоннеля, затем Феодосийского моста.
"Там все–таки есть три варианта. Нужно рассматривать вариант тоннеля не только глубокого, но и мелкого заложения, — уверен Владимир Аврутин, заместитель генерального директора Института территориального развития. — Его итоговая стоимость будет раза в два ниже, чем глубокого. Мосты в центре — это сложная задача, потому что они затрагивают охраняемые панорамы".
Рассматривают эксперты и мосты на выходе из центра города. Первый заместитель гендиректора ГП "Дорсервис" Евгений Медрес считает лучшим вариантом создания круглосуточной переправы через Неву устройство моста в створе ул. Коллонтай. "Это решение сможет обеспечить транспортное сообщение двух берегов Невы, располагаясь почти в центре, но при этом обеспечивая связь в наиболее загруженном Невском районе. Этот мост мог бы стать частью транспортного обхода центра", — полагает Евгений Медрес.

Новое качество территорий

По мнению ряда экспертов, настоящим обходом центра сейчас является КАД, а тот обход, что проектируется сейчас, будет использоваться небольшими участками для отдельных поездок. При этом он важен для различного рода улучшений, например уменьшения грузового движения через город. "Если в 1960–1980–е и даже 1990–е годы было очень интенсивное грузовое движение в центре, сейчас оно уже ушло, осталось грузовое движение, связанное с портом на Васильевском острове. Грузовой отток если возьмет на себя, то только ЗСД", — полагает Михаил Петрович. При этом он видит ТОЦ не как магистраль непрерывного движения, а как внутренний контур, на котором могут появится и светофоры, и общественный транспорт. "Смысл этого обхода в том, что он дает новое кольцо развития, будет активно осваиваться и меняться качество территорий вдоль Обводного канала, Охты и Свердловской набережной и т. д.", — полагает эксперт.
Проект ТОЦ должен согласовываться с концепцией создания единого парковочного пространства в Петербурге. Сейчас предполагается, что вокруг обхода появится система перехватывающих парковок.
Необходимо создать транспортные связи через Неву и ее протоки в обход центра города. Реально наибольший эффект дадут два проекта — Западный скоростной диаметр и широтная магистраль с мостом в створе Фаянсовая ул. — Зольная ул. В проекте сегодняшнего транспортного обхода центра (ТОЦ) ключевым является Западный скоростной диаметр. Именно ЗСД выведет из центра 70–80 тыс. автомобилей из 350 тыс., следующих транзитом через центр. Кроме того, ЗСД обеспечит круглосуточное сообщение левого и правого берегов Невы, что частично снимет остроту необходимости скорейшей реализации проекта Орловского тоннеля. Часть ТОЦ, проходящая по правобережной набережной Невы и большой Невки, уже сейчас крайне перегружена и не сможет принять дополнительный транспортный поток. Если говорить об участке ТОЦ по набережным Обводного канала, то здесь наиболее важны западный, обеспечивающий подключение к ЗСД, и восточный, обеспечивающий выход на набережную Невы, участки. Для отвода транспортного потока, идущего с юга, необходима скоростная широтная магистраль с мостом в створе Фаянсовой ул. и Зольной ул. Именно она может перехватить транспортный поток, идущий сегодня через центр. Водители едут таким образом не потому, что им нравится стоять в пробках, а потому, что у них нет альтернативы — шесть из восьми мостов через Неву находятся в центре, и транспорту некуда деться. Пока мы не создадим эту альтернативу, центр будет перегружен. Главная проблема создания скоростной широтной магистрали — ее высокая стоимость. Создавать эту магистраль надо по концессионной схеме с минимальным объемами участия города. Пример ЗСД уже показывает жизнеспособность этой схемы.
Александр Солодкий
заведующий кафедрой транспортных систем СПбГАСУ