"Деловой Петербург". Нешкольные амбиции

Автор фото: Лучинский Евгений
Сергей Абрамов школьник миллионер

Запустив собственный интернет-проект, в 14 лет петербургский школьник Сергей Абрамов получил поддержку от Microsoft и РВК для своих начинаний в сети. Проекты пока не прибыльны, однако подросток всерьез размышляет над их монетизацией.

Первые инвестиции для своего проекта Сергей привлек уже в 12 лет. Пятиклассник решил создать в своей школе телевидение. Предприимчивый ученик подготовил бизнес–план и нашел спонсора — торговый комплекс "МЕГА–Парнас", где он в то время подрабатывал на катке, — директор готов был выделить 600 тыс. рублей. Явившись во всеоружии в кабинет директора школы, Сергей, однако, не встретил там понимания.
Тогда он решил реализовать проект в Интернете. За 600 рублей, которые он взял у родителей, купил домен e–parta.ru и в 2008 году запустил первый вариант портала.
Сегодня десятиклассник Сергей Абрамов известен как создатель "Блога школьного всезнайки" — сайта для детей и подростков. Там публикуются научно–познавательные статьи, проводятся ЗD–экскурсии по известным музеям мира, а преподаватели со всей страны проводят на базе блога свои вебинары.
Проект поддержали восемь регионов России, рекомендовав школам разместить на сайтах код плеера вебинаров. По оценкам Сергея, к блогу подключены уже более 5 тыс. образовательных учреждений. Родители сына поддерживают. "Я с ними часто консультируюсь по юридическим вопросам, — говорит Сергей. — Вдруг подпишу что–нибудь, а им потом отвечать".

Ключевой контакт

С представителями Microsoft Сергей познакомился 3 года назад на конкурсе Startup weekend, куда пришел с намерением продать долю в проекте. Столь юного участника трудно было не заметить — проектом заинтересовался представитель фонда посевного финансирования Microsoft Михаил Цыганков. Он посоветовал школьнику не продавать долю, а оставить блог в виде социальной инициативы, объяснив, что инвестор захочет отбить вложенные деньги и встанет вопрос о рекламе, которая убьет проект. В качестве альтернативы он предложил спонсорскую помощь: финансовую, экспертную и техническую поддержку — организация предоставила свой облачный сервис для установки плеера вебинаров.
"Обычно к нам приходят люди за 20, а тут совсем молодой человек — ему тогда было лет четырнадцать, — вспоминает Михаил Цыганков. — Уже работающий проект, хорошая на тот момент посещаемость — грех было парню не помочь". Два года назад к спонсированию сайта подключилась Российская венчурная компания (РВК). Также благодаря Михаилу Цыганкову, который, перейдя из Microsoft на работу в РВК, вновь свел молодого предпринимателя с нужными представителями компании.
"У РВК чисто государственные интересы, — объясняет Сергей. — Это институт развития, они понимают, что нужно поднимать науку и технологии и начинать необходимо с самого раннего возраста". Блог также поддерживает Министерство связи и массовых коммуникаций.

Убийственная реклама

Кроме "Блога школьного всезнайки" Сергей Абрамов недавно запустил еще два проекта. Первый — "Сетевичок.рф" — этот портал о безопасности в Интернете появился в феврале 2012 года. Второй проект — дистанционная школа молодежного предпринимательства Bizteen, запущенная в партнерстве с российским государственным экономическим университетом им. Г. В. Плеханова.
Сергей всерьез размышляет о монетизации проектов, которые пока неприбыльны. "Все–таки моя аудитория — дети, и я работаю с образовательным сектором. Я понимаю, что нужны дополнительные деньги, но, если я начну откровенно рекламировать, скажем, йогурты, у меня уйдет поддержка со стороны государства, и я лишусь посетителей".
Михаил Цыганков, ныне управляющий партнер Global TechInnovations, говорит, что это тот случай, когда проекту нужен не инвестор, а инфраструктурный игрок, правительственная организация. Однако варианты монетизации блога обсуждались.
"Это либо узко таргетированная реклама, либо какие–то подписные вещи — нужно подумать о некоем продуктовом, сервисном предложении, — говорит Михаил Цыганков. — Сейчас есть большой пласт проектов, связанных со школой, например "Дневник.ру" — совместно с блогом они могли бы найти определенную синергию".