Город снизил аппетиты

Спрос на тяжелый коммерческий транспорт падает, усиливая конкуренцию среди производителей техники.

По данным агентства "Автостат", за 9 месяцев 2013 года российский рынок новой грузовой техники полной массой более 16 т (HCV) составил 59,8 тыс. единиц. Это на 15,7 тыс. штук, или на 20,8%, меньше, чем за аналогичный период 2012 года.
В Петербурге продажи данных машин упали еще ниже. За 3 квартала текущего года рынок новой грузовой техники здесь составил 2,8 тыс. тяжелых грузовиков, что на 1,2 тыс. штук, или на 29,2%, меньше, чем в 2012 году. При этом доля рынка, приходящаяся на Северную столицу, сократилась с 5,3 до 4,8%.

Бестселлеры те же

Традиционно лидером в сегменте HCV является КАМАЗ, продажи которого по итогам 9 месяцев составили 21,6 тыс. штук (–6%). Второе место сохранил белорусский МАЗ с результатом 6,5 тыс. штук, показавший падение продаж ниже рынка (–33,4%). К нему подбирается шведский производитель Scania (5 тыс. штук), которому единственному из всех участников топ–10 в отчетном периоде удалось увеличить свои продажи (+8,1%).
Экспансия китайской техники пока не сильно сказывается на тяжелом сегменте. Конкурентные преимущества машин из Поднебесной делают их востребованными в отдельных отраслях, но не на всем рынке. Представленная в бюджетном сегменте китайская техника в основном конкурирует с продукцией отечественных марок. По итогам 9 месяцев 2013 года на продажи китайских тяжелых грузовиков пришлось всего 7,4% рынка. "Из всего многообразия китайских производителей уверенные и стабильные продажи в сегменте HCV удается показывать только Shaanxi и Howo, специализирующемся преимущественно на строительной технике. От них заметно отстают Faw и DongFeng. Что касается других марок, то им пока не удалось закрепиться на российском рынке, чтобы похвастаться объемами проданной техники", — говорит Алексей Муханов, аналитик агентства "Автостат".

Снижая издержки

Сегодня на рынке наблюдаются несколько основных тенденций: обострение конкуренции в условиях снижающегося спроса на грузовую технику, необходимость уплаты утилизационного сбора, что влечет за собой повышение цены на готовую продукцию, а также расширение индустриального присутствия иностранных грузовых брендов на российском рынке. Так, компания Volvo Trucks в 2013 году вывела на рынок полностью обновленный модельный ряд своей техники в сегменте от 12 т и выше. С будущего года три из пяти моделей начнут производить на заводе Volvo Group в Калуге. "Мы нацелены на повышение уровня локализации в России и с этой целью в июне этого года заложили первый камень в основание будущего завода по сварке и окраске кабин в Калуге. Его производственная мощность составит 15 тыс. единиц кабин в год, начало производство запланировано на конец 2014 года. Инвестиции составят порядка 90 млн евро", — рассказывает Алексей Андреев, региональный менеджер по продажам СПб и ЛО "Volvo Trucks Россия".
Кроме того, компания планирует дальнейшие инвестиции в развитие сервисной сети, увеличение офисов продаж, выведение на рынок новых услуг, которые составляют основу комплексного транспортного решения Volvo.
По словам Алексея Андреева, сегодня происходит смещение спроса в сторону более дешевых моделей: "Бал сейчас правят бюджетные спецификации машин, призванные снизить издержки покупателей на приобретение новой техники. При этом вопрос полной стоимости владения, включающей в себя сервисное обслуживание, расход топлива, падение в стоимости за время эксплуатации и период простоя техники в процессе перепродажи, остается открытым. Это отличает отечественный рынок от зрелых рынков Западной Европы".

Полку прибыло

На фоне обострения конкуренции к борьбе за российского потребителя подключаются новые игроки. Так, с 1 октября 2013 года в России официально стартовали продажи нового немецкого производителя прицепной техники CIMC Silvergreen. На данный момент его модельная линейка состоит из шторного полуприцепа SG03, шасси для перевозки контейнеров SC03 и рефрижераторного полуприцепа SR03. "К основным преимуществам можно отнести легкий вес вкупе с повышенной прочностью конструкции, использование компонентов известных европейских производителей и новшества в области крепления грузов. Добавим к этому некоторые опции, которые на наших полуприцепах уже входят в стандартное оснащение, и выгодную цену, немецкое качество — и конкурентоспособный прицеп готов", — перечисляет достоинства Юрий Куницкий, генеральный директор ООО "СИМС Сильвергрин Сейлс Руссланд". Всего до конца года дистрибьютор планирует завезти в РФ около 100 различных полуприцепов.
По его словам, производитель к 2018 году намерен попасть в тройку ведущих европейских производителей прицепной техники. "Долю на российском рынке планируется занять благодаря развитию сервисной сети и оперативному снабжению клиентов и партнеров запасными частями и комплектующими. Развитие дилерской сети планируется, на данный момент ведутся многочисленные переговоры и подготовка контрактов к подписанию", — добавляет он.
По прогнозу "Автостата", по итогам 2013 года продажи тяжелой техники сократятся в среднем на 19% и составят 82–83 тыс. штук. В 2014 году продажи тяжелых грузовиков стабилизируются на этой отметки, считают здесь. "Спрос на тяжелую технику в перспективе смогут подогреть подготовка к чемпионату мира по футболу — 2018 и ряд крупных инфраструктурных проектов, — говорит Алексей Муханов. — Также сейчас активно обсуждается вопрос о запрете эксплуатации старой техники, и если правительством будет принято положительное решение, то под обновление попадет порядка 30% парка".
 
 

Рейтинг

Топ–10 марок по объему продаж новой тяжелой грузовой техники в России (полной массой более 16 т)

Марка 9 месяцев 2012 г. (шт.) 9 месяцев 2013 г. (шт.) Изме-нение
KAMAZ 23 020 21 630 –6,0%
MAZ 9820 6540 –33,4%
SCANIA 4670 5050 8,1%
VOLVO 5700 4720 –17,2%
MAN 6190 4230 –31,7%
SHAANXI 5790 3080 –46,8%
DAF 3680 2940 –20,1%
MERCEDES 3470 2910 –16,1%
URAL 3120 2440 –21,8%
NEFAZ 1470 970 –34,0%
Источник: "Автостат"