"Деловой Петербург". Долгая "Скандинавия"

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов

Завершается подготовка к реконструкции трассы "Скандинавия" стоимостью более 100 млрд рублей. Обновленная магистраль придаст импульс развитию отдаленных районов Ленобласти, и девелоперы уже готовятся их освоить.

Трасса М–10 "Скандинавия" насчитывает 148 км и проходит по территории Выборгского района Ленобласти. Для реконструкции трассу поделили на пять участков. Первые два уже спроектированы. А в начале декабря ФКУ "Севзапуправтодор" (структура Федерального дорожного агентства) подведет итоги конкурсов на подготовку проектов реконструкции последних трех — от поселка Кирпичное Выборгского района Ленобласти до подъезда к МАПП "Торфяновка" (100 – 203 км) на границе с Финляндией. В следующем году государство определится с инвестором, который профинансирует часть проекта общей стоимостью 100 млрд рублей. Реконструкцию трассы предполагается начать в 2015 году, а завершить после 2020–го. Эксперты полагают, что реконструкция дороги даст импульс загородному домостроению и повысит спрос на землю в отдаленных от Петербурга районах, прилегающих к "Скандинавии". Сейчас земля здесь стоит дешево, но с обновлением магистрали она может значительно подорожать.

Стоимость и сроки

Проект первого участка (47 – 65 км, Петербург — Огоньки) уже получил одобрение госэкспертизы, а проект второго (65 – 100 км, Огоньки — Кирпичное) проходит госэкспертизу.
В ходе реконструкции предполагается разделить транспортные потоки, расширить дорогу до шести полос, в том числе мосты, поставить освещение на всем протяжении магистрали, а в местах пересечения с другими дорогами будут построены многоуровневые развязки. Предполагается, что разрешенная скорость на этой дороге будет достигать 130 км / час. Пропускная способность дороги возрастет в 1,5 раза. Сейчас по ней проходит в сутки 40 тыс. машин.
Кроме этого, магистраль планируется оснастить автоматизированной системой управления дорожного движения. Вдоль трассы расположатся АЗС, гостиницы, мотели.
По замыслу бывшего министра транспорта Игоря Левитина, "Скандинавию" предполагается соединить с северным участком Западного скоростного диаметра (ЗСД). Примерная стоимость модернизации дороги, по оценкам экспертов, может превысить 100 млрд рублей.

Компания инвесторов

Проект планируется реализовать по схеме ГЧП. "Сейчас определяются доли участия федерального бюджета и частного инвестора в проекте", — сообщили в "Севзапуправтодоре".
Конкурс на выбор концессионера предполагается объявить в следующем году.
Ранее сообщалось, что интерес к проекту проявляет группа "ВТБ". Возглавляемый ею дорожно–строительный консорциум "Магистраль Северной столицы" (МСС) взялся построить к 2016 году центральный участок ЗСД, а затем в течение 30 лет эксплуатировать всю скоростную магистраль.
Еще одним претендентом на реконструкцию может стать олигарх Геннадий Тимченко, сделавший состояние $14 млрд на торговле нефтью и нефтепродуктами.
В последнее время он активно инвестирует средства в компании, занимающиеся инфраструктурным строительством.
Одна из аффилированных с ним компаний — "ГорКапСтрой" — в начале года обосновалась в Петербурге, чтобы участвовать в объявленном ГК "Автодор" конкурсе на строительство платной скоростной автомагистрали Москва — Петербург.
Участие в реконструкции "Скандинавии" в "ГорКапСтрое" затруднились прокомментировать. С победителем конкурса будет заключен контракт жизненного цикла, по которому он получит право распоряжаться придорожной территорией и извлекать из нее доход.

Хоть каждый день

Застройщики жилья считают, что реконструкция трассы подтолкнет развитие девелоперских проектов, и уже присматривают участки в ее окрестностях. Благо земля за пределами 70–километровой зоны, которая испытывает влияние Петербурга, стоит дешево — в отдаленных местах Выборгского района встречаются предложения от 30 тыс. рублей за сотку. При этом сейчас сотка земли под ИЖС в пределах 40 км от Петербурга, по данным АРИН, стоит в среднем 380 тыс. рублей, а средняя цена сотки в диапазоне от 40 до 70 км — 250 тыс. рублей.
Влияние современной транспортной инфраструктуры на бизнес–девелоперов трудно переоценить.
"После ввода в строй северного участка ЗСД мы увидели увеличение интереса к нашему проекту "Кантеле" в Репино. Причина — снизилось время, за которое можно до него добраться, — раньше было 35 – 40 минут, а теперь 15 – 20", — говорит Сергей Терентьев, руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС".
Потенциальные покупатели загородной недвижимости тоже возлагают надежду на новую трассу.
"Я живу в Петербурге и каждый день ездил бы на работу в Выборг. Время в пути — 1,5 часа, что нормально для Петербурга, но дорога очень опасная и нервная. После реконструкции можно будет ездить каждый день и даже платить за проезд", — мечтает генеральный директор Выборгского судозавода Александр Соловьев.
По мнению Тараса Кручинина, гендиректора ИСК "Сфера", если дорога позволит комфортно ехать со скоростью 110 – 130 км/час, то граница зоны постоянного загородного проживания горожан отодвинется от Петербурга до 60 км (сейчас до 40 км).

Импульс к развитию

Определенный импульс к развитию может получить и портовый Выборг, расположенный рядом с одним из крупнейших на Северо–Западе сухопутных погранпереходов. Увеличение пропускной способности дороги может привлечь к городу внимание девелоперов складской недвижимости.
Впрочем, пока они осторожно комментируют такие перспективы.
"Если трассу "Скандинавия" приведут в порядок до самой Москвы, возможно, где–то посередине появятся складские комплексы, а пока — вряд ли. Склады выгоднее строить ближе к местам реализации товаров — Петербургу и Москве", — говорит Юрий Саулиди, владелец логистической группы "Адмирал — Терминал — СВ". Однако Микко Седерлунд, генеральный директор ООО "Ай–Би–Ай Инвест" (входит в финский концерн SRV), отмечает, что скоростная трасса может возыметь и прямо обратный эффект.
"В Финляндии в последние годы построено много скоростных магистралей. И мимо многих населенных пунктов люди теперь просто проезжают. Возможно, активнее будет строиться придорожная инфраструктура. А вот жилищное строительство, наоборот, под большим вопросом. Те, кто хочет уединения и имеет деньги на покупку загородного дома, лучше купят его в Финляндии, куда и добираться теперь будет удобнее", — рассуждает Микко Седерлунд.
Опыт других инфраструктурных строек в регионе говорит о том, что после расширения трассы "Скандинавия" земля в непосредственной близости от дороги может подорожать на 20 – 30%. В тех же рамках возможно увеличение цен на дома в поселках этого направления, особенно в радиусе 40 км от Петербурга. Выезд из города в Приморском районе станет более комфортным. Наверняка увеличится и активность девелоперов среднеэтажной застройки. Но рынок жилья Выборга этот бум вряд ли затронет. Район слишком удален для постоянного проживания. Зато дачников может стать больше.
Лев Гниденко
гендиректор компании "Ойкумена"
Реконструкция трассы необходима. За последние 3 года ее загрузка заметно выросла, дорога стала еще опаснее, особенно зимой — она плохо убирается и не освещена. Летом на поездку в Петербург уходит 1,5 часа, а зимой — более 2 часов. Наши сотрудники регулярно, по нескольку раз в неделю, ездят в Петербург — там находятся все надзорные органы, наши клиенты, да и просто некоторые сотрудники живут там. Непосредственно на бизнес реконструкция существенного влияния не окажет, поскольку около 90% грузов завозится в наш порт по железной дороге. Вот ее бы реконструировали!
Ольга Лукина
генеральный директор ООО "Порт Выборгский"