"Выходной Петербург". В тренде

Автор фото: Волков Павел
Россия.Санкт-Петербург. Русский марш

 Доцент ВШЭ Ирина Сохань - о психоанализе, мазохизме и любви к Сталину.

Поклонение Сталину — вновь модный тренд. Разуверившись в настоящем, новое поколение кричит: "Сталин. Назад в прошлое? Нет, вперед в будущее!" В психоанализе существует типологизация основных деструктивных паттернов человеческой личности, одним из которых является мазохистcкий паттерн. Его носители отличаются удивительной способностью к интерпретации событий, где они явно оказываются страдающей стороной. Аргументация выглядит примерно так. Нет, мой начальник не издевается надо мной — просто он так меня учит, как правильно работать. Да, меня бьют — но это же тоже форма любви: если человек не может выразить свою любовь по–другому, то что же ему остается — только колошматить. А я потерплю, я ж понимаю, что это любовь. Да, люди жили в бедности и голоде. Но — был энтузиазм. Да — десятки миллионов сидели в ГУЛАГе. Но — мы создавали атомную бомбу, и американцы нас боялись. Да, Сталину пришлось арестовывать, ссылать и казнить миллионы — но время было такое, у него просто не было выбора. Да и вряд ли это был его выбор, наверняка ближайшее окружение постаралось. И т. д., и т. п.
Плодятся все более абсурдные объяснения исторических фактов. Не так давно мне попалась статья, где автор, оперируя большим количеством цифр, убедительно доказывал, что в ГУЛАГе была высокая зарплата и заключенные получали столько, сколько и не снилось простым работягам. Так что в ГУЛАГ на заработки ездили, если вы не знали. А где иссякает мазохистская аргументация, в ход идет тяжелая артиллерия: начинает всячески склоняться духовность. Мы жили бедно? Зато не отравились разлагающейся массовой культурой с Запада и остались духовными. Дрожали ночами в ожидании черных воронков и ареста? Зато это была сильная власть и мы были духовными. Привычка решать все проблемы дилеммой духовное / недуховное, а болезненную картину прошлого корректировать словами "но — зато!" не дает возможности расширить национальное самосознание за рамки присущей ему инфантильности, ожидающей сильной воли и твердой руки, тиранического целеполагания взамен собственной потенциальной свободы жить и действовать.