Генштаб вне конкуренции

 

ВГенштабе открылась выставка "Очарование вещей". Из Японии в Эрмитаж привезли работы современных художников, известных на родине, но пока что мало известных за рубежом.
Как и подобает современному искусству, выставка эта не демонстрирует что–то до боли знакомое японское. Если не знать, откуда она, ее, как национальные павильоны на Венецианской биеннале, где давно не выставляют напоказ национальную самобытность, можно принять за экспозицию художников из любой другой страны. Названа она тем не менее на японский манер. Очарование вещей (если быть точным, печальное очарование вещей) — так переводится ключевое понятие японской художественной традиции IX – XII вв. моно–но аварэ. Некоторые ученые считают образ гармоничной печальной красоты мира характерным для синтоистской культуры в целом.
Несмотря на такое заглавие, случаев меланхолического единения с миром в Генштабе не наблюдается. Все больше эффектные, запоминающиеся вещи. Например, гигантский лабиринт из соляных дорожек в главном зале. Ручной работы вещь. Нужно отдать автору должное за усердие. На втором этаже еще одно диво дивное — полупрозрачный полог, зависающий на тонких нитях, на которых застыли капли черной смолы. Вещь опять–таки многотрудная и с претензией на изящество.
Больше всего на открытии она понравилась телеведущим. Несколько съемочных групп выстроились в очередь, чтобы отснять под пологом бодрый проход со вступительной речевкой.
На выставке есть все, что необходимо для арт–аттракциона: джунгли из разноцветных обручей, живопись на все вкусы и для всех возрастов плюс световая инсталляция про игрушечный поезд. В темной комнате состав идет по железной дороге мимо бельевых прищепок, наточенных карандашей, дуршлагов и воронок, отбрасывая смешные тени, похожие на башни "Газпрома" и новые Мариинки. Долго, медленно идет — а потом мигом мчится обратно. Печалиться тут и вовсе не с чего, штука это смешная.
Самая трогательная работа — несколько сорняков, проросших между бетонными блоками только что открывшегося после реконструкции здания. Печалька легкой весовой категории — всего лишь травка, но не проступивший на стенах черный грибок.
Больше всего на выставке запоминается видео про странное жилье, где все не как в Ikеа. То ли это последнее слово дизайна, то ли короткометражное наваждение. Полная луна проплывает за окном по иссиня–черному небу. Все крайне загадочно, что только красит забавную развлекательную экспозицию. Аттракцион удался.
И пока в Петербурге не построили новый Луна–парк, Генштаб вне конкуренции.