"Деловой Петербург". Закон, который не защищает поставщиков

Автор фото: Вдовин Сергей

Глава "Еврокарты" Эдуард Сапелкин - о том, почему российские законы не защищают поставщиков от ретейлеров.

Я прекрасно помню времена, когда нынешние федеральные гиганты ретейла только–только зарождались. В Петербурге работали два–три их магазина, каждый поставщик был лично знаком с директором по закупкам и за свои деньги получал понятную услугу — будь это место на полке или специальная акция для покупателей. С каждым годом сумма становилась все больше, а услуга взамен — все туманнее, менялось и отношение к партнерам.
Так родилась потребность в регламенте работы сетей и поставщиков, так появился закон о торговле. Вроде бы теперь ежедневная работа поставщиков и сетей регулируется договором поставки и законом о торговле, но практика показала, что принятых документов недостаточно, и вот поставщики и ретейлеры совместно вырабатывают Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Кодекс — это инструмент, который, в отличие от закона о торговле, позволяет в досудебном порядке устранить недопонимание и конфликты. То есть дает надежду поставщику на сохранение хороших отношений с сетями, продолжение работы. Не так давно моя компания начала работать с одной из сетей гипермаркетов.
Я исправно оплачиваю услуги по размещению оборудования в магазинах, в том числе тех, которые впервые открываются, и прочие ретро–бонусы. Все было хорошо, пока однажды я совершенно случайно не обнаружил, что купленное мной оборудование убирают из согласованных и оплаченных мест.
Для понимания: моя компания продает открытки, сокращение специального оборудования для меня равносильно завершению работы в этой сети магазинов. Ни уведомления, ни предупреждения со стороны закупщиков я не получил. Следующим шагом стал вывод половины моего ассортимента из этих магазинов. На запросы в отдел закупок я не получаю ответа, все встречи заканчиваются только одним вопросом: могу ли я еще что–то оплатить?
Получается, что я заплатил за услугу, которую не получил. Понятно, что при обращении в суд есть шансы вернуть свои деньги обратно, но также понятно, что работать с этой сетью я уже не буду.
По факту я на личном опыте убедился, что небольшие производители ничем не защищены при работе с сетями. Вносить изменения в договор поставки с торговыми сетями сейчас могут только транснациональные производители, без продукции которых сети теряют покупателей. Десятки мелких поставщиков каждую неделю перестают работать с сетевыми магазинами из–за банального произвола работников отдела закупок. Я уверен, что руководители их коммерческой службы даже не подозревают об этом.
Все принятые законы, кодексы и даже конфликтные комиссии не решают ничего, а ведь так просто работать по договору поставки!
За рубежом это давно стало общепринятой практикой, вопросом делового этикета, потому что договор позволяет учитывать интересы и поставщиков, и сетевиков. Самое интересное, что уже сейчас в России есть торговые сети, в том числе очень крупные, которые соблюдают взятые обязательства. Когда же это станет нормой для всех участников рынка?