"Деловой Петербург". Технологии оценки бизнес–проектов

Автор фото: Асмолов Евгений

Преподаватель ИТМО Марина Сухорукова - о том, можно ли установить причины провала или успеха стартапов.

Установить причины провала стартапов пытались многие, и, что характерно, почти каждый раз это выливалось либо в появление какой–либо новой технологии оценки потенциала стартапа (например, blackbox Фади Бишара), либо в новые подходы к развитию проекта со стадии "идея" (методология Стива Блэнка, холст Остервальдера, концепция Lean startup). Как правило, те, кому удалось создать и запустить на рынок ряд успешных проектов, искренне хотят помочь остальным, к тому же консалтинг в этой сфере приносит весьма ощутимые дивиденды там, где есть поток проектов и правильная инфраструктура. Но для большинства авторов чужой опыт, пусть даже и формализованный, описанный в виде пошаговой инструкции, не работает.
В России ситуация в венчурной области, особенно в области развития стартапа на ранней стадии, пока кардинально отличается от американского и от европейского опыта. Но этот рынок в России развивается настолько быстро, что основания для оптимизма есть. Например, начиная с какого–то момента российские инвесторы занялись формализацией технологий оценки потенциала стартапа.
Стоит отметить, что в России и инвесторы, и авторы стартапов не обладают элементарными знаниями в области финансового менеджмента и управленческих решений, что затрудняет диалог между авторами проектов и инвесторами. Однако уже сейчас практически в каждом инвестиционном фонде есть свои подходы и методики оценки потенциала стартапа, и основаны они в большей части на личном опыте экспертов.
Второй критерий, которого придерживаются абсолютно все инвесторы, — оценка команды и качеств руководителя. Как мы говорим своим студентам: чтобы представить себе реакцию инвестора на вашу презентацию, поставьте для начала себя на его место и задайтесь вопросом — вложили бы вы свои личные деньги в такой проект, как ваш. Готовы ли вы дать деньги именно этим конкретным людям, которые представляют команду проекта, достаточно ли убедительно вы представили перспективу того, как будет развиваться проект и то, как он будет зарабатывать деньги. Обычно это приводит к тому, что меняется структура презентации, по–иному представляются команда, описание рынка и финансовая стратегия проекта. Потенциал любого проекта заложен в равной степени в правильной бизнес–модели и в качественно подобранной команде. И то, и другое зависит от лидера. Лидер проекта должен обладать нужными знаниями и, что самое главное, — качествами, необходимыми для успешного старта. Бизнесу, так же как и любой другой профессии, необходимо учиться. При этом не надо путать экономическое образование с бизнес–образованием.