Короче, дороже и дальше

Самыми популярными считаются тренинги по продажам и жестким переговорам. Сегодня заказчик может весьма придирчиво выбирать исполнителя.

Из всех тренингов, предлагаемых в Петербурге, самыми популярными по–прежнему считаются те, что должны развить коммуникативные навыки офисных сотрудников.
"Речь идет, например, о совершенствовании навыков продаж или ведения переговоров. В общем объеме услуг это направление забирает себе 60% всех заказов, и поэтому такие программы предлагают практически все игроки рынка", — рассказали в консалтинговой компании "Белый город".

Новый облик рынка

Интересной особенностью современного рынка обучения его участники считают увеличение запросов на организацию тренингов по ведению сложных, жестких переговоров, суть которых сводится к "победе любой ценой".
Это по–настоящему российский подход, который в других странах сейчас почти не практикуется, так как построение взаимоотношений между партнерами в долгосрочной перспективе в этом случае отходит на второй план, говорят эксперты.
"Спрос со стороны заказчиков на этот вид тренингов начал резко расти последние полгода. Рынок конечно же сразу отреагировал: тренинги по ведению жестких переговоров в линейку своих продуктов ввели практически все игроки, причем речь не только о тренинговых компаниях, но и о тренерах–фрилансерах", — рассказывает представитель "Белого города" и доцент СПбГЭУ Вадим Соколов.
Другая новая черта рынка состоит в том, что сокращается не только продолжительность тренингов, но и среднее количество участников. "Еще 5 лет назад это было не так очевидно. Теперь же средняя продолжительность тренинга на развитие коммуникативных навыков составляет два полных рабочих дня. Кроме того, заказчики интересуются, можно ли сжать программу до одного дня", — продолжает Вадим Соколов.
Популярные тренинги, собиравшие раньше по сотне человек, также уходят в прошлое. Дело в том, что если количество участников превышает 10 – 12 человек, то индивидуальная работа становится невозможной, мероприятие превращается в семинар, где практические навыки отрабатывает лишь несколько самых активных сотрудников компании.
Руководители стали понимать, что подобная схема обучения приносит скромный результат, говорят эксперты. Но интересно, что, даже если изначально оговорено присутствие максимум 12 человек, в зале в итоге все равно оказывается еще пять–десять лишних участников. Потому что руководитель компании в последний момент начинает размышлять примерно в таком ключе: у нас же заплачено, так пусть еще кого–нибудь научат.
Сокращение групп и времени работы на цены никак не влияют — ценовая планка по Петербургу держится на уровне 15 – 40 тыс. рублей за группу в 15 человек. Редко кто из специалистов соглашается сегодня работать за 1,5 тыс рублей в час. Если работу ведет тренер-фрилансер, то за работу он возьмет 15-20 тыс рублей в день, а тренинговое агентство — 30-40 тыс. Мероприятие за городом обойдется дороже, в среднем, в 2 раза.
Последней яркой особенностью обучения специалисты считают возродившийся интерес компаний к выездным тренингам за границу. Считается, что эффективнее всего за пределами любимой отчизны проводить тренинги на стрессоустойчивость и развитие коммуникативных навыков. Считается что иноязычная среда способствует и тому, и другому. В этих случаях на цены уже влияют и сезон, и страна, где планируется отрабатывать навыки. Например, конгресс–залы египетских отелей прошедшим летом заполнялись не в последнюю очередь за счет россиян. Руководители в том числе и петербургских компаний решили воспользоваться драматическим снижением цен из–за революции в этой африканской стране. Организация тренингов в пятизвездочном отеле в курортных городах Египта обошлась им в 2 раза дешевле, чем размещение в испанских гостиницах.

Обскачи конкурента

Объем российского рынка платных образовательных услуг на сегодня составляет около 300 млрд рублей в год.
На долю краткосрочных программ обучения и тренингов приходится около 15 – 20 млрд рублей ежегодно, подсчитали в УК "Финам Менеджмент".
"Вместе с тем очевидно, что в целом этот рынок продолжает проседать. Около 60 – 70% подобных образовательных услуг потребляет корпоративный сектор. Заказывать тренинги они стали реже. В зависимости от сегмента падение варьируется в диапазоне 15 – 30% к уровням 2011 – 2012 гг.", — утверждает аналитик компании Максим Клягин.
В Петербурге число игроков давно перевалило за несколько сотен. Причем конкуренцию тренинговым центрам все чаще составляют тренеры–фрилансеры.
"Рынок очевидно перегрет. Конкуренция продолжает прогрессивно расти. Происходит активная ротация участников — появляется и исчезает масса компаний", — говорит руководитель "Бизнес Клуба GRAND" Дмитрий Новосельцев. Оказавшись в условиях, когда предложение превышает спрос, заказчики, выбирая для себя тренинговую компанию, теперь не ограничиваются просмотром записей уже проведенных мероприятий.
Теперь они рассчитывают минимум на бесплатную укороченную демонстрацию.