"Деловой Петербург". Жизнь и информационный шум

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Владелец ГК "Размах" Игорь Тупальский – об информационном шуме, который мешает видеть жизнь во всей ее полноте.

Меня давно не удивляют новости. Я с тоской просматриваю новостные ленты, для смены картинки отвлекаюсь на мелькающие рекламные баннеры, которые предлагают что-то эксклюзивно купить или продать.
Повседневный информационный шум сопровождает любое наше действие, переполняет окружающее пространство ненужными подробностями чьих-то жизней, заменяет общение, обеспечивает эффект присутствия.
Все знают и даже не возмущаются тем, что повестки дня — и деловые, и общегородские, и федеральные — пишутся "на коленке" и совсем не отражают реальных проблем. Это может раздражать, вызывать агрессию, а еще чаще — оставлять нас равнодушными.
Мы давно перестали сопротивляться попыткам водить нас за нос. Кухонные философские разговоры и те уже не острее ржавого ножа. Такое чувство, что мы опьянели от спектра материальных возможностей и где-то сами себе признались, что нас давно купили, и за материальные блага нужно платить молчаливым согласием со всем происходящим.
Граница между полярно разными понятиями — цены и ценности — неприлично размыта, а кое-где и вовсе стерта. Скучающие жители мегаполисов, уставшие и измотанные широким ассортиментом, давно забыли, что под "ценностью" понимается не некоторая составляющая качества и практичности, а то, что, не смотря ни на какие обстоятельства, может стать связью разных поколений и разных эпох.
И в этом смысле современное общество потребления, живущее по принципу "Сломалось — выбрось и купи новое", не вызывает у меня уважения.
Недавно я был на заброшенном военном гарнизоне в 160 км от Мурманска. Это, вообще, очень правильно, иногда забывать о маркетинговой гонке, информационных войнах и рекламных баталиях, и уезжать куда-подальше. Чем дальше "цивилизация", тем агрессивнее бьет действительность — та, до которой еще не добрались предприимчивые и идейные.
Начинаешь совсем по-другому оценивать происходящее вокруг и внутри себя. Осознаешь зыбкость окружающего мира и ничтожность собственных дел. Картина жизни перерождается в совершенно новом виде. Все, что было значимо для тебя где-то между утренним часом-пик и вечерним выпуском новостей, там — в заброшенном городе — становится мелким и ненужным.
Ты попадаешь в пустующий десятками лет дом, где сохранились предметы, портреты людей, некогда наполнявших свой дом уютом и теплом. И наблюдаешь: все это покрылось пылью, обросло мхом, и уже не имеет будущего.
В этот момент возникает вопрос: на что же мы тратим силы большую часть нашей жизни? Мы платим миллионы за кубик бетона с дыркой света — как бы дом. Расточаемся на дизайнерскую мебель, копирующую оригиналы. Охотимся за новым смартфоном — как бы символом общения... Бездумное собирательство предметных эквивалентов наполняет нашу реальность "как бы" смыслом.
И выходит вот такая — "как бы" жизнь...