"Выходной Петербург". Силиконовый город

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Заседание Правительства Санкт-Петербурга 19 марта.

 Колумнист dp.ru Игорь Шнуренко - о своем показателе для оценки работы правительства Петербурга.

Я бы предложил свой показатель для оценки работы правительства города и назвал бы его коэффициентом проблемности власти (КПВ). В числителе количество созданных проблем, в знаменателе — число решенных. Чем больше этот показатель, тем хуже работает администрация. Вот только не улетел бы КПВ Георгия Полтавченко ввысь до недосягаемых высот. Какие городские проблемы решены, сказать трудно, а вот машина по созданию новых проблем работает на полную мощность.
Взять, к примеру, проект строительства города–спутника Южный, ради которого парламент Петербурга на этой неделе внес изменения в генплан города. На 2 тыс. га земли вдоль Киевского шоссе планируется возвести город будущего на 100 с лишним тысяч человек (примерно равно населению Гатчины). Почти половину этой территории планируется отдать под коммерческую недвижимость.
"В соответствии с директивой Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева, на территории города–спутника планируется развивать инновационные, научно–исследовательские предприятия и опытные производства", — сообщают представители девелопера. Прекраснейшие директивы. Но что возникнет на территории города–спутника на самом деле — новая Силиконовая долина или склады с овощебазами? Заинтересованные в развитии проекта лица перечисляют, сколько будет построено детских садов, школ, больниц, но зримый пример такой вот "комплексной" застройки у жителей Петербурга и Ленобласти есть. Это Мурино и Ново–Девяткино, где тоже много чего обещали, но в итоге просто поставили впритык друг к другу несколько десятков многоэтажек. Теперь жители этих мест завидуют обитателям спальных районов советского времени — потому что, в отличие от последних, в Мурино–Девяткино практически нет ни инфраструктуры, ни образовательных учреждений, а есть вечная пробка с семи утра до позднего вечера, есть грязная, в ямах, обочина, по которой в нарушение всех правил вынуждены, громыхая всеми частями, ехать автобусы, чтобы хотя бы за час одолеть несколько километров, отделяющих злосчастный район от метро.
Если бы даже добрый волшебник построил еще одну дорогу в будущий город–спутник, это вряд ли решило бы проблему: опыт крупных мировых городов показывает, что работают лишь радикальные, комплексные решения. Например, в Пекине, где в последние 15 лет новые кварталы растут как грибы, дело не ограничивается прокладкой новых широких проспектов. Власти здесь подошли к проблеме системно, активно развивая сеть общественного транспорта. Метро там стало самым большим в мире, оставаясь очень доступным (поездка стоит максимум 10 рублей). Власти стимулируют и такси, которое стоит 65 рублей за посадку плюс 10 рублей за километр. Власти ограничили выдачу новых номерных знаков, а для каждого номера есть определенные запретные дни. Парковка в неположенном месте также может обойтись автовладельцу очень дорого. В итоге пробки в 20–миллионном Пекине серьезные, но все же не на уровне маленького Мурино.
Но проблема не только транспортная. В конце концов, есть много мест в Петербурге, где непродуманная застройка последних лет каждый день обходится горожанам в тысячи потерянных человеко–часов. Проблемы возникнут также демографические, экологические и в конце концов социальные. Земля в районе Пушкина золотая, и все захотят отбить вложенные деньги. И там, где рисовали красивые одно–двухэтажные коттеджи, может неожиданно вырасти нечто гораздо более высокое. И не стоит думать, что власть что области, что города как–то сможет ограничить этот процесс: кто испытывает иллюзии, пусть возьмет термос, запас бутербродов на день, и съездит в Ново–Девяткино. Если бы власти отработали на практике такой механизм ведения комплексной застройки, когда обеспечивается приоритет социальной инфраструктуры, когда заинтересованные стороны выдрессированы так, что и думать не смеют об отклонении от заявленных параметров… Тогда мы бы жили в Сан–Франциско, и у нас, может быть, действительно возникла бы под боком Силиконовая долина.