"Выходной Петербург". Балет плунжеров

Автор фото: Пресс-служба БДТ

Дмитрий Циликин - о спектакле "Театр изнутри" в БДТ

Эх я дурак — поспешил родиться! Кабы догадал сделать это лет десять назад, мог бы попасть в новый проект Большого драматического театра. И детство мое стало бы другим. Лучше.
Вот что измыслила режиссер Яна Тумина с товарищами. Дюжина ребят от 6 до 12 приходит в Каменноостровский театр (Новая сцена БДТ), что уже само по себе красивое приключение: ампирное здание–игрушка с портиком, с ярусами, к тому же деревянное, что придает атмосфере теплоту и домашность. В зале темно, только лампа горит на столике в проходе перед сценой. За ним восседает дама. Даже гран–дама. Это Ирина Шимбаревич, легендарная помощница Товстоногова, а потом всех следующих худруков. Шимбаревич — один из genius loci, гениев места БДТ.
И вот она обаятельно, но без елея, не то чтобы лекцию детям читает, а, скорее, травит байки из истории этого летнего театра.
Во мраке в ложах бенуара возникают фигуры, обряженные в старинные туалеты, — театральные призраки. Загораются бра. Вспыхивает люстра. Дети отправляются в центральную ложу, начинается дефиле занавесов: они умеют менять свой контур, отчерчивая разные фигурные куски зеркала сцены. Которая, открывшись, предстает в романтическом дыму, пустой, но пустота обманчива: в процессе реконструкции театра ее трюм начинили подъемными механизмами — плунжерами, и теперь любой участок планшета может опускаться и подниматься как угодно. Что и происходит под музыку: пол дыбится, проваливается, идет уступами… Настоящий балет.
Дальше наш (детей под водительством пары девушек–модераторов и подглядывающих исподтишка родителей) путь лежит на последний ярус, где обитают мастера света и звука. Они дают покрутить ручки своих пультов: на сцене и в зале и то можно подсветить, и другое затемнить, и музыку врубить, и смех, аплодисменты, в колокольчики всякие позвонить…
Двигаемся по колосникам (самая верхотура сценической коробки) в закулисье, внизу на сцене духи кружатся в мизансценах из былых (или воображаемых) спектаклей. Низвергаемся в самое подполье, там гримерный и костюмерный цеха. Представляете, какое счастье: примерить парик, камзол, шляпку, даже бутафорской кровью намазаться! Рядом выложен реквизит: яства из папье–маше, всякие музыкальные инструменты, саквояжи, пенсне, прочие страшно завлекательные вещички.
Все они скоро пригодятся. Взрослые отправляются в зал. А дети — на сцену: каждого к этому моменту снабдили "ухом" — маленьким динамиком, так что они получают не слышные нам команды и выполняют их. И выходит, ей–богу, спектакль: синхронно садятся на стулья, встают, очки надевают, бумажки какие–то, достав их из тех самых саквояжей, читают, в потом сворачивают самолетики и пускают в зал. Нехитрые, но трогательные манипуляции малышни сопровождают свет, музыка, и, в общем, родителям глядеть на это тоже счастье.
Но и поклонами–овациями дело не кончается. А кончается оно чаепитием в буфете, где на большом экране ребята глядят запись своего спектакля — представляете, каково первый раз в жизни увидеть самого себя на сцене?
Идея проста, как все гениальное. В одной старой советской пьесе мальчик говорит товарищу: "У меня есть пропуск за кулисы, пошли посмотрим, как Дед Мороз бороду приклеивает. — Зачем? — Люблю ходить, куда других не пускают!" Это базовое детское желание. И взрослое, конечно: почти в каждом из нас сколько угодно от ребенка. Так вот, теперь пускают — на эту интерактивную экскурсию в БДТ. Его худрук Андрей Могучий говорит: "Нам важно уже сегодня начать работу с тем поколением зрителей, которые придут завтра". Умно.