"Деловой Петербург". Заказ на газовом ходу

Автор фото: Яндолин Роман

Газовые компании в ближайшие 10 лет потратят на морскую технику для перевозки сжиженного природного газа 3,9 трлн рублей. 16 млрд рублей из них уже достались Выборгскому судостроительному заводу, входящему в ОСК.

Курс правительства РФ на либерализацию экспорта российского газа позволил судостроителям Северо–Запада получить новые заказы, связанные со строительством заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ) и с транспортировкой голубого топлива.
По оценкам экспертов, совокупная потребность российских газодобытчиков в морской технике для освоения шельфа составляет 3,9 трлн рублей на ближайшие 10 лет. Отечественные судостроители уверенно претендуют на 80% от этой суммы. Они готовы строить вспомогательный флот и буровые, оставив постройку газовозов корейским верфям.
Первые крупные контракты на 16 млрд рублей по проектам СПГ получило ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ), входящее в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Суда и металлоконструкции

По словам гендиректора ВСЗ Александра Соловьева, на этой неделе было получено подтверждение от ОАО "Ямал СПГ" на строительство ледокола мощностью 12 МВт и тяжелого буксира на 9 МВт для порта Сабетта.
Общая стоимость контракта — 4,8 млрд рублей ($150 млн). Портовые суда должны быть готовы к 2016 году. Заказчиком вспомогательных судов выступит оператор портофлота, которого "Ямал СПГ" выберет 18 ноября.
"Ямал СПГ" — консорциум (80% акций контролирует ОАО "Новатэк", 20% — французская нефтехимическая компания Total), реализующий проект по производству СПГ на Ямале с Южно–Тамбейского газоконденсатного месторождения. Первая очередь проекта предполагает строительство к 2016 году завода по сжижению газа рядом с поселком Сабетта, а также создание морского порта в Сабетте для перевалки СПГ.
Помимо строительства портофлота ВСЗ изготовит на 11 млрд рублей металлоконструкций для ямальского завода мощностью 16,5 млн т СПГ в год. Его строительством занимается консорциум французской Technip и японской JGC. "Мы единственная российская компания, вошедшая в список подрядчиков по строительству завода СПГ", — отметил Александр Соловьев. Он добавил, что подписание контрактов стало возможным благодаря активизации России в вопросе либерализации экспорта газа. Эту тему в последние годы активно лоббировали независимые российские газодобывающие компании, прежде всего "Новатэк", с тем чтобы привлечь в проект иностранных инвесторов, которые, как правило, готовы вкладывать средства в подобные проекты, получая возможность импортировать энергоресурсы.

Конкуренция победила

Пока по действующему закону об экспорте вывозить из России голубое топливо может только "Газпром". Однако в начале ноября правительство России подготовило и направило в Госдуму РФ поправки в закон, согласно которым экспортировать газ смогут также газодобывающая компания "Новатэк", одним из крупных акционеров которой является Геннадий Тимченко, и государственная нефтяная компания "Роснефть", возглавляемая Игорем Сечиным. Вслед за этим правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ одобрила покупку Китайской национальной корпорацией по развитию и разработке нефти и газа (CNPC) 20% в ОАО "Ямал–СПГ" (доля "Новатэка" сократится до 60%).
Благодаря этой сделке Россия получит китайские инвестиции (совокупный объем вложений в проект оценивается в $20 млрд, или 650 млрд рублей), а также партнерство позволит консорциуму закрепиться на быстрорастущем рынке СПГ в Поднебесной.
CNPC также заключила соглашение о сотрудничестве с "Роснефтью", в планах которой совместно с американской ExxonMobil построить завод СПГ на Сахалине. До конца этого года партнеры должны определиться с местом строительства завода. Объем производства первой очереди — 5 млн т СПГ в год. Весь объем уже законтрактован. Инвестиции в проект оцениваются в 200–260 млрд рублей.
Игорь Сечин ранее заявлял, что потребность компании в морской технике для шельфовых проектов составляет 394 единицы.
Расширять производство СПГ намерен и "Газпром", обладающий пока единственным в России заводом СПГ на юге Сахалина мощностью 10 млн т. В планах компании нарастить на 5 млн т мощности существующего завода и построить новый мощностью 10 млн т на берегу Финского залива — в Усть–Луге или в Выборге. "Нельзя сказать, что один вариант выгоднее другого, оба достаточно тяжелые, поэтому окончательно "Газпром" определится с местом строительства в начале декабря", — сообщил источник в компании. Потребность "Газпрома" в морской технике для освоения континентального шельфа — около 25 единиц.

Верфи усилились

Судостроители уже подготовились и со дня на день ждут объявления тендеров на суда обеспечения для "Роснефти". Так, ОСК полностью выкупила все 100% акций финской верфи Arctec. "Сделка завершилась вчера", — сообщил dp.ru  источник в ОСК. Этот судозавод будет увязан в единую технологическую цепочку с ВСЗ, который будет строить корпуса, а финские корабелы — проводить отделочные работы.
Стоит отметить, что российские судостроители претендуют в основном на вспомогательный флот и буровые платформы, а танкеры–газовозы им не осилить, транспортные суда уйдут на корейские верфи. "Ямал СПГ" уже заказал в Корее 16 газовозов.
Я знаю, что не все члены совета директоров "Газпрома" выступают за то, чтобы строить завод по производству сжиженного природного газа и терминал для его транспортировки в Усть–Луге. Есть также мнения о строительстве терминала в порту Выбога. Он удобен тем, что недалеко от него проходит газопровод, а в Усть–Лугу нужно достаточно далеко тянуть трубу. В связи с чем могут возникнуть сложности с выкупом земель. Мы не раз встречались с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, обсуждали этот проект. Я ратую за строительство завода и терминала в Усть–Луге, мы хотим создать здесь индустриальную зону. Мы готовы оказать "Газпрому" помощь, в том числе и в решении вопроса по выкупу земель.
Александр Дрозденко
губернатор Ленобласти