Чистота: недорого, но стабильно

Уборка офисных помещений составляет 20% в общем объеме рынка клининга. Большинству клининговых компаний именно этот сегмент приносит пусть небольшой, но стабильный доход.

Клининговые компании, представленные в Петербурге, в основном предлагают комплексные услуги — от уборки квартир и коттеджей до клининга торговых площадей и огромных заводских территорий.Лишь немногие фирмы следуют раз и навсегда выбранной и, как правило, довольно узкой специализации — например, являются профессионалами в мойке стеклянных поверхностей или чистке ковровых покрытий.

Непростой бизнес

По словам Веры Ушаковой, председателя правления Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК–СПб), в Петербурге насчитывается всего десяток крупных клининговых компаний — серьезных и весомых игроков рынка, остальные пара сотен — довольно мелкие. Некоторые из них — серые, регулярно меняющие названия, есть и те, которые активно используют административный ресурс для получения заказов. Крупные компании, работающие на петербургском рынке, — ГК FACILICOM, ОМС, ГК CleanStar, "Кросс–Нева", LVR, "Клин Тим" и несколько других, уже зарекомендовали себя и прочно закрепились, ведя свой бизнес порядка 15 и более лет.
"Это тяжелый бизнес с большой текучкой кадров. Многим компаниям приходится брать в кредит оборудование и инвентарь, нелегко и находить русский персонал из–за нежелания работать уборщиками. Кроме того, офисы считаются простыми площадями с точки зрения заказчика, так что компании–подрядчики всегда испытывают ценовой прессинг со стороны заказчиков и порой вынуждены работать практически по себестоимости", — описывает ситуацию Вера Ушакова.

Перспективы уборки

"Технологий для уборки офисов немного, и все они известны, так что все клининговые компании их используют. Поэтому для данного сегмента характерна в основном ценовая конкуренция", — отмечает и Евгений Веселов, генеральный директор клининговой компании LVR, добавляя, что рентабельность в сегменте офисных помещений составляет примерно 10 – 12%. Другие участники рынка говорят о рентабельности на уровне 5 – 10%. Заказчикам услуга уборки офиса обойдется в среднем в 30 – 50 рублей за 1 м2. Стоимость работ оценивается, исходя из ряда параметров: регулярность уборки, количество человек, необходимых для клининга, заставленность помещения и его площадь, проходимость, а также коэффициент сезонности, ведь в слякотный период уборка занимает больше времени и сил и применяется гораздо больше расходных материалов. "В связи с тем, что средние цены на уборку офисных помещений по городу весьма невысокие, компаниям для повышения прибыли приходится наращивать объемы, с одной стороны, и экономить на инвентаре, моющих средствах и персонале — с другой", — говорит Андрей Карасев, заместитель директора компании "Альфа Клининг". По подсчетам участников рынка, на оплату труда персонала приходится 60 – 70% дохода.
При этом требования заказчиков в части уборки офисных помещений довольно высоки — опытные УК составляют для подрядчиков подробные технические задания. Не секрет, что в клининговых компаниях работают многочисленные выходцы из Средней Азии, но, как только дело касается уборки офисных помещений, для клиентов одним из решающих факторов наряду с ценой становится национальный признак.
"Для уборки офисных помещений предпочтительны русские сотрудницы, нет языкового барьера с клиентом, им проще объяснить пожелания и требования, что очень важно при присутственной уборке. Заказчик готов платить больше за проверенных сотрудников, которым можно доверить ключи от офиса и не беспокоиться за сохранность документов. В штате уборщиц в основном дамы средних лет", — рассказывает Елена Салтыкова, коммерческий директор компании "Абсолют Клин Сервис Групп". По оценкам некоторых участников рынка, ставка для русских уборщиков на 10 – 15% выше. По подсчетам экспертов, объем сегмента уборки офисов в Петербурге составляет порядка 20% от общероссийского, который в 2012 году, по данным DISCOVERY Research Group, составил 54 млрд рублей. Вера Ушакова отмечает, что данный сегмент растет примерно на 15 – 20% ежегодно и, скорее всего, рост замедляться не будет. "Рынок будет расти за счет ввода в эксплуатацию новых коммерческих площадей, а также за счет перехода с так называемой "своей уборки", когда заказчик сам нанимает одного–двух уборщиков, на профессиональный клининг с использованием услуг специализированных компаний", — уверена она. Не секрет, что прибыльность сегмента в целом упала в связи с кризисным периодом, начавшимся в 2008 году. Клининговые компании стараются не повышать цены на свои услуги последние несколько лет — из–за жесткой конкуренции сменить подрядчика не сложно. Однако бизнес развивается — например, компании открывают представительства "чистоты" в других российских городах. "Для ряда компаний клининг — это этап, ступенька для дальнейшего роста и трансформации, например, в управляющую или строительную компанию, примеры этому есть", — считает Евгений Веселов. Кроме того, он уверен, что со временем компании, оказывающие сейчас комплексные услуги по клинингу, будут специализироваться на отдельных его видах, — ситуация, характерная для развитых западных стран, рано или поздно придет и на российский рынок.