"Деловой Петербург". С улицы на фуд–корты

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Владельцы уличного фастфуда вынуждены подбирать для себя новые форматы торговли. Эксперты прогнозируют резкое обострение борьбы за возможность работать на фуд–кортах.

Киосков по продаже пирогов, блинов и другого уличного фастфуда в ближайшие пару лет станет в 2 раза меньше, так считают эксперты. В Петербурге насчитывается до 1 тыс. таких объектов. Число точек сократится из–за того, что изменился порядок распределения земли под временные торговые объекты — продлить договоры и получить новые участки сейчас удается лишь половине желающих. Предприниматели, у которых договоры аренды еще не истекли, уже сейчас начинают осваивать другие форматы, в частности, с улиц переходят на фуд–корты.

Забыть об улице

Компания IBP–GROUP, с 2005 года развивающая в городе сеть киосков "Бабушкины пироги" и "Ватрушка" (около 60 объектов), а также кафе "Царь Пышка", в декабре открывает на фуд–корте ТК "Адмиралтейский" сразу три точки фастфуда. "Это новый для нас формат работы. В пилотный проект мы вкладываем около 8 млн рублей. Помимо пирогов и пышек на фуд–корте мы решили запустить также свой новый проект — первую точку сети итальянского фастфуда под брендом "Макарония", рассказывает один из совладельцев бизнеса Алексей Палади. По его словам, компания хотела бы продолжить работать также и на улицах. "Сейчас много игроков уходит с этого рынка — мы выступаем как субарендаторы их мест, но уверенности в том, что удастся получить новые участки у города, у нас сейчас нет", — говорит Алексей Палади. Как отмечают эксперты, таким образом на рынке уличного фастфуда перераспределяются земельные наделы, которые в свое время получили у города уже ушедшие с рынка сети "Емеля", "Рубли", "Бабка Ежка" и другие.
Виталий Свидовский, совладелец сети "Теремок", открывший в Петербурге около сотни уличных киосков, также не видит будущего в работе на улице. "Мы с улицы уходим. Решение принято в этом году. Это связано как со сложностями согласования нестационарных объектов, так и с качественным развитием компании: уличные киоски потребности наших покупателей уже не удовлетворяют. Теперь мы сконцентрировались на развитии ресторанов и ресторанов на фуд–кортах", — сообщил Виталий Свидовский. У конкурентов "Теремка", компании Subway, в Петербурге работает один киоск. "Мы открыли его в качестве эксперимента, но сейчас продажа франшиз на этот формат у нас заморожена", — сообщили в Subway Russia Service Company, отметив, что 53 точки сети сейчас располагаются во встроенных помещениях и девять — на фуд–кортах.

Сразу в ресторанный дворик

Некоторые новые игроки рынка фастфуда теперь сразу предпочитают стартовать с фуд–корта. "Запуская сеть, мы поняли, что ресторанные дворики в торговых комплексах выгоднее всего: гарантированно получаешь много клиентов, — говорит Анатолий Деликамов, осенью открывший на фуд–корте первую точку сети RussoBurger. — Плюс по сравнению со встроенным помещением там требуется меньшая площадь — 60 м2 вместо 100 м2. Вложения составят до 6 млн рублей вместо 10 млн".
В компании "ГМР. Планета гостеприимства", развивающей в Петербурге бренды Sbarro, Yamkee и "Восточный базар", подчеркнули, что места на фуд–кортах в торговых комплексах с высокой проходимостью и сейчас получить непросто, а станет еще сложнее. "Очереди существуют уже давно. Арендодатель всегда отдаст предпочтение более известному бренду", — считают в компании.
С этим согласны в агентстве ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. "Процент ротации арендаторов на фуд–кортах популярных торговых комплексов крайне мал, к тому же существуют внушительные листы ожидания и жесткий отбор арендаторов. Срок ожидания может достигать года и даже более", — говорит руководитель отдела по работе с клиентами Лилия Павлова. По ее словам, объяснить такую популярность очень просто: за встроенное помещение с хорошей проходимостью и площадью, например 50 м2, оператору общепита придется заплатить от 250 тыс. рублей в месяц, тогда как на фуд–корте — 150 – 200 тыс. рублей.
Как сообщили в УК "Финам Менеджмент", оборот уличного фастфуда в Петербурге, по приблизительной оценке, достигает около 400 млн рублей в месяц.
На данный момент под брендом "Теремок" осталось 50 уличных киосков, закрывать их будем по мере окончания сроков действующих договоров аренды. В качестве новых площадок нас интересуют фуд–корты: как правило, это хорошая транспортная доступность плюс потоки. Посетитель приходит в торговый комплекс на несколько часов и конечно же захочет перекусить. Я считаю, что киоски вполне можно заменить также мини–ресторанами. Это точки площадью 30 – 40 м2 на несколько столиков, предлагающие ограниченный ассортимент блюд. Там вполне можно перекусить на бегу, так что по сути это почти то же самое.
Виталий Свидовский
совладелец сети "Теремок"
В Петербурге из 18 наших объектов на фуд–кортах работает большая часть — это 14 ресторанов, я считаю фудкорты очень перспективным направлением. В целом придерживаюсь мнения, что большая компания должна работать во всех форматах. Поэтому на улицах у нас также есть объекты — три точки в Москве. В целом это сложный по нашим временам формат, будущее его туманно. Много различных законодательных поправок, правила игры ужесточаются. Я считаю, что киоскам на улицах можно работать успешно как раз за пределами крупных городов, там проще получить хорошие места.
Мераб Елашвили
президент компании "ГМР. Планета гостеприимства"