Общение в Сети — источник дохода

Мировой рынок интернет–конференций за последние 6 – 7 лет вырос более чем в 3 раза, российский же — только начинает путь к росту оборотов и прибылей.

Организация интернет–конференций имеет немало преимуществ по сравнению с обычными семинарами: не нужно арендовывать и подготавливать помещение, можно приглашать к сотрудничеству зарубежных тренеров. И, конечно, аудитория не ограничивается городом проведения мероприятия. Интернет–конференции делятся на два типа — деловые переговоры и образовательные мероприятия. Второе направление охватывает более широкую аудиторию потенциальных клиентов, но требует больших затрат. Организатор деловых переговоров отвечает только за техническое оборудование, а для образовательного вебинара нужно найти спикера (лектора) и, собственно, слушателей. На мировом рынке интернет–конференций услуги по предоставлению программного обеспечения ("площадки" для веб–семинаров) составляют основной объем выручки (по данным компании Frost&Sullivan, в 2011 году их доля составила 81%), хотя в образовательной области гораздо больше игроков.

Не сэкономить

Основные затраты на проведение образовательной интернет–конференции — это площадка, аппаратура и реклама. Как рассказывает Анастасия Иконникова, руководитель проекта "СПбТренинги.ру", экономить на веб–площадке не стоит: если связь будет постоянно прерываться, интересный рассказ тренера ситуацию не спасет. "В Петербурге не так много достойных площадок, — добавляет Анастасия Иконникова, — в идеале они должны на время трансляции предоставлять технического специалиста, который в любую секунду готов исправить неполадки". Спикеру нужен хороший микрофон и веб–камера, их, как правило, обеспечивают организаторы. А слушателю достаточно компьютера или смартфона с высокоскоростным Интернетом — такая техника сейчас есть почти у всех. Дмитрий Тарасов, генеральный директор фирмы "Компаньон", организует вебинары для владельцев домашних собак. "В интернет–конференции, как и в любой другой бизнес, нужно вкладываться, — рассказывает Дмитрий Тарасов, — только тогда он приносит прибыль. Ошибочно думать, что работа в Сети проще". Предприниматель отмечает, что вебинары требуют рекламы, тогда как в случае офлайн–бизнеса иногда бывает достаточно и сарафанного радио: интернет–аудитория менее лояльна, привлечь постоянных посетителей очень непросто.

Рождение рынка

Объем мирового рынка вебинаров компания SeeMedia оценивает примерно в $2 млрд — в 3 раза больше, чем в 2006 году. При этом аналитики отмечают, что Россия ни в одном исследовании рынка веб–конференций не упоминается: рынок в нашей стране только зарождается. Но по разным оценкам, объем рынка вебинаров, который составляют петербургские компании, — примерно $1 млн в год.
Лидеры петербургского рынка — институт практической психологии "Иматон", группа "Аргумент", центр "Руководитель" и другие. Самые популярные площадки для вебинаров: GeniRoom.com, Webinar2.ru, OnWebinar.ru, WizIQ.com, Mirapolis и другие. Среди тенденций рынка отмечают снижение цен за счет появления новых игроков и доступности оборудования, а также интеграцию с мобильными приложениями и соцсетями. Помимо вебинаров набирают популярность видеолекции, многие пророчат им не просто большое будущее, а захват всей системы образования: у портала Coursera, например, почти 3 млн зарегистрированных пользователей по всему миру. Но немало участников образовательного рынка скептически относятся к вебинарам. Генеральный директор центра "Активный Мир" Андрей Карпов считает, что из–за отсутствия энергетики спикера и прямого контакта со слушателями в обучении много теряется. "К тому же интернет–конференции сегодня технически не безупречны, поэтому мы не торопимся использовать этот формат", — добавляет Андрей Карпов.

Реклама окупится

Однако если игроку рынка вебинаров удастся привлечь аудиторию, он может рассчитывать на немалую прибыль. "Рентабельность интернет–конференций полностью зависит от качества рекламной кампании, — рассказывает Анастасия Иконникова. — Затраты на организацию не идут в сравнение с доходом, если удалось собрать, скажем, 5 тыс. человек. Средняя стоимость билета на конференцию — 5 – 8 тыс. рублей". Оплачивают участие в вебинаре, как правило, электронными деньгами через системы "Яндекс.Деньги", Webmoney или терминалы оплаты, а также с помощью карт VISA и Master Card. Существуют и другие способы монетизации — реклама, спонсорство.
По данным компании Frost&Sallivan, к 2015 году объем рынка может достичь $3,1 млрд с ежегодным приростом 13,5%. Аналитики отмечают, что рынок США уже вошел в стадию зрелости, а европейский имеет потенциал. В 2010 году рынок вебинаров в Европе оценивался в $248 млн с ростом 18%, к 2015 году прогнозируется объем $1 млрд с темпом роста 26%. В то же время, по исследованию компании Synergy Research, темпы роста рынка США — около 18%, и оценивается он примерно в $1 млрд.