"Деловой Петербург". Слесарь дядя Вася по франшизе

Автор фото: Кульгун Андрей

Вице–президент Subway Russia Геннадий Кочетков - о том, почему русский бизнес обречен на франчайзинг.

Обычно человек получает знания во время своего обучения, потом использует полученный опыт для создания своего бизнеса, но этот процесс всегда индивидуален. Франчайзинг эту схему переводит на индустриальную стадию: готовый опыт снимается, описывается и тиражируется. Сейчас Россия активно использует этот опыт, и, чем дальше мы будем развиваться, тем больше будем использовать франчайзинг. Останавливать этот процесс не имеет смысла, а вот подстегнуть можно. К примеру, у нас в России были определенные законодательные ограничения, сейчас их снимают. Было непонимание со стороны руководящих лиц, которое постепенно сходит на нет. Мы обречены на франчайзинг. Сейчас нужно не мешать малому бизнесу, потому что франчайзинг — это явление, которое в большей степени относится к малому бизнесу, ведь новые бизнесы рождаются не в крупных организациях, а в голове одного отдельного человека. У американцев есть целое направление, в рамках которого крупные компании в своей структуре выбирают человека и дают ему возможность заниматься предпринимательством, выделяя соответствующие ресурсы и оборудование. Таким образом с помощью малого предпринимательства крупные компании развивают направления, до которых у них не доходят руки.
Одно из направлений, где франчайзинг пока никто не использует, но где его можно и нужно внедрять, — это ЖКХ. За рубежом это классическая сфера использования франчайзинга, в России же никто не рискует осваивать эту сферу, потому что у нас она очень коррумпирована. Как работает большая франчайзинговая фирма? Есть некая модель предоставления услуги. Модель описана, парк оборудования сформирован, нужно только определиться с рынком. Что такое ЖКХ? По сути, это некая система, которая требует территориальной, распределенной услуги. Если на этой территории существует компания–франчайзер (типа Subway на рынке быстрого питания), который знает, как предоставлять эту услугу и предоставляет франшизу на определенной территории, то на этой территории найдутся партнеры, которые в состоянии работать с соблюдением той технологии, которую он предлагает.
Компании–франчайзи могут продавать, например, услугу по обслуживанию водопровода. При этом работа водопроводчика будет организована в соответствии с определенными стандартами, которые определяют, как он приходит, как работает, какое оборудование использует. При этом франчайзинговая компания гарантирует качество услуги. Именно она будут отвечать за результат работ перед жильцами, если произойдет поломка, прорыв. С помощью таких механизмов все эти дяди Васи, которые сейчас делают сомнительный ремонт, будут поставлены в технологические и дисциплинарные рамки. Разрабатывать стандарты может не одна компания, а несколько. Они будут конкурировать между собой за предоставление услуг. Изобретать велосипед здесь уже не нужно, нужно просто использовать общемировую практику. Лично я бы не стал этим заниматься, но только потому, что это не наш бизнес. А вот для людей же, которые уже работают в этой сфере, идея, на мой взгляд, хороша.