"Деловой Петербург". Налог на анонимность

Автор фото: Trend/Денис Вышинский
Россия. Санкт-Петербург. Петербургский Международный Экономический Форум 2009. Итоговая пресс-конференция. На снимке: Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Российской Федерации.

Редактор dp.ru Александр Пирожков - о новом российском налоге и борьбе с теневой экономикой.

Хочешь сэкономить на налогах — открой лицо. Президент Владимир Путин подписал закон, по которому дивиденды российских компаний будут доставаться анонимным акционерам за вычетом 30% налога. Сейчас иностранные юрлица, владеющие акциями российских компаний, платят с дивидендов налог 15%, а резиденты — всего 9%. Сохранить такой режим налогообложения смогут только акционеры, раскрывшие своих конечных бенефициаров. С помощью офшоров обойти увеличенный налог теневым собственникам российских компаний, видимо, не удастся. Налоговым агентом назначен центральный депозитарий, который хранит сведения обо всех лицах, имеющих право на дивиденды.
Борьба с теневым сектором экономики идет во всем мире. На саммите, прошедшем в Петербурге в начале сентября, лидеры стран G20 назвали сокращение теневой экономики и деофшоризацию в числе главных мер по преодолению последствий кризиса. Нехватка доходов вынуждает власти закручивать гайки там, где в тучные годы их можно было ослабить. Однако увеличение ставок налогообложения, как известно, далеко не всегда приводит к наполнению бюджета. У налогоплательщиков увеличивается стимул прятать доходы глубже в тень, а фискальные органы требуют большего финансирования, чтобы этих нарушителей найти.
Российское же государство одной рукой стимулирует компании к увеличению дивидендных выплат, которые являются самым цивилизованным способом распределения доходов между собственниками. Например, заставляет компании с госучастием направлять на дивиденды 25% чистой прибыли, а через пару лет собирается повысить эту планку до 35%. Другой рукой — фактически отталкивает от дивидендного пирога теневых собственников, скрывающих имена за маской анонимности. В сумме эти решения, как пряник и кнут, служат одной цели — повышению прозрачности бизнеса. Однако пряник достанется пока только акционерам госкомпаний, а кнут — всем. Для того чтобы бизнесмены в массовом порядке стали раскрывать структуру собственности в своих компаниях, им не хватает чувства защищенности. К сожалению, доверия к правоохранительной и судебной системам одним росчерком президентского пера не добьешься.