"Деловой Петербург". Ларькам дадут эстетику

Автор фото: Москалев Георгий

Губернатор Георгий Полтавченко одобрил новый дизайн торговых ларьков. За соответствие стандарту, который будет обязательным для всех, мелкой рознице Петербурга придется заплатить 3 – 4 млрд рублей.

Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) разработал новый архитектурно–художественный регламент внешнего вида нестационарных торговых объектов.
В течение нескольких лет предприниматели должны привести к единому внешнему виду абсолютно все мелкорозничные объекты: киоски, павильоны, овощные палатки и модули для сезонной продажи елок и арбузов, а также тележки с мороженым и пирожками. Это требование распространится более чем на 4 тыс. объектов во всех районах, расположенных как на городской, так и на частной земле. На соответствие городскому дизайну мелкой рознице в Петербурге придется потратить 3–4 млрд рублей.

Регулярный бизнес

Требования к внешнему виду объектов мелкорозничной торговли меняются каждые 5 лет, и каждые 5 лет изготовители зарабатывают на этом миллиарды рублей.
Первым, кто решил изменить внешний вид доморощенных ларьков, был губернатор Владимир Яковлев в начале 2000–х годов. "Ларьки делали на небольших предприятиях из подручных материалов, стоили они тогда несколько десятков тысяч рублей. В середине 2000–х рынок консолидировал главный художник города Иван Уралов", — вспоминает Сергей Веснов. В это время одним из лидеров по изготовлению павильонов стала компания "Балтийский алюминий", рассказывают эксперты. Она изготовила почти все остановочные павильоны в городе (1,5 тыс. штук) и многие другие, заработав сотни миллионов. В случае выбора правильной компании–изготовителя согласование на установку можно было пройти существенно быстрее.
Предпоследняя попытка изменить лицо малой торговли была предпринята в 2007 году. Игроки рынка связывают это решение с визитом бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко во Францию. Тогда предпринимателям предложили покупать павильоны у французской компании за $30 тыс., и только кризис остановил это начинание, рассказал владелец одной из городских мелкорозничных сетей.

Разные условия

"Внешний вид мелкой розницы изменится в течение 10 лет. По мере окончания договоров аренды потребуется менять и конструкции — продлевать договоры можно будет только с ларьками нового типа", — говорит Лариса Канунникова, начальник Управления ландшафтной архитектуры КГА.
Обычно КУГИ заключает договор на аренду участка на 3–5 лет, поэтому затраты предпринимателям предстоят именно в этот короткий срок. Для собственников земельных участков требования по сроку будут мягче: привести в соответствие свои точки им позволят в течение 10 лет.

Под копирку

Проект по редизайну внешнего вида городской торговли опробован на киосках сети "Союзпечать". Как рассказали в компании "Нева–Пресс", за 2 года компанию–производителя они поменяли. Последние два объекта, установленные в городе, изготовило ЗАО "Нева–Обухово–Интернэшнл", принадлежащее предпринимателю Али Салманову. "С 2003 года мы выпустили около 80% всех остановочных павильонов, — говорит один из руководителей компании Таир Казымов. — Так что произвести торговые киоски нового типа для нас не проблема. Теперь у нас есть все необходимые лекала".
Однако другие производители металлоконструкций также рассчитывают заполучить новых клиентов. Количество заказов повысится у всех, уверены в компании "Элайнс". Там заверили, что в целом расценки по городу снизятся примерно на 15% из–за того, что производство станет серийным.
Но конкуренция вскоре станет жестче, так как количество торговых объектов сократится — в Схему размещения временных павильонов вошла лишь половина желающих, рассуждают в компании.

От ларька до урны

Только дизайном киоска или торговой тележки в КГА решили не ограничиваться: в едином стиле будет выдержана и находящаяся рядом с точкой уличная мебель: урна, зонтик и даже клумба. Комитет выбрал четыре основных цвета, в которые окрасится вся городская торговля. Металлические конструкции должны быть серыми, серо–зелеными или бежевыми, зонтики и тенты — бордовыми, бежевыми, песочными или густо–зелеными.
"Всего мы предусмотрели два типа дизайна: для исторической части города и для районов современной застройки, — продолжает Лариса Канунникова. — Мы проводили тестирование в течение 2 лет — небольшое количество точек уже работают как в центре города, так и у станции метро "Фрунзенская".
В центре Петербурга предприниматели смогут выбирать из пяти типовых киосков — от 5,4 до 6 м2. Сами киоски и мебель должны будут иметь классические для Петербурга черты: их придется украсить головами льва, элементами дорических колонн или изображением эмблемы Петербурга в виде кораблика. Внешний вид киосков для окраин попроще, а выбор образцов шире. В комитете разработали дизайн для семи видов объектов — от киоска размером 4,4 м2 до павильона 68 м2.
Предприниматели, объекты которых под типовой метраж не подпадают, должны будут разрабатывать и согласовывать индивидуальные проекты.

Подорожает

Выбирать фирму–изготовителя киоска нового типа торговле предложено самостоятельно, никаких советов на эту тему КГА не дает. По словам Ларисы Канунниковой, "бизнес должен сам организовать тендеры".
Даже самый простой киоск размером около 7 м2 обойдется минимум в 300 тыс. рублей. "Но за счет декоративных деталей и выполнения других требований, например по вентиляции, цена киоска возрастает в 1,5–2 раза. Придется заплатить до 600 тыс. рублей за каждый объект", — подсчитывает предприниматель Вячеслав Зубков, создавший сеть киосков "Экспресс–пресса" в Петродворцовом районе.
В среднем выручка одного киоска составляет 1 млн рублей в месяц. В связи с запретом продажи табака в 2014 году в киосках рентабельность бизнеса упадет почти в 2 раза — сигареты приносят не менее 40% выручки.
Многим предпринимателям будет сложно купить новую конструкцию даже за 300 тыс. рублей. Как считают эксперты, они могут пополнить активно растущую в Петербурге армию несанкционированной торговли.
Речь идет примерно о 4 тыс. объектах, из которых 2 тыс. — от 4 до 30 м2 и 2 тыс. — от 30 до 150 м2 и более. Можно утверждать, что торговые павильоны площадью более 100 м2 перестанут появляться вовсе — новая система распределения участков через аукционы искусственно поднимает ставки аренды в десятки раз, и бизнес не хочет больше принимать в них участие. Кроме того, существует множество других ограничений в этом виде бизнеса. Поэтому замена ларьков на новые — это инициатива КГА как ребрендинг только существующих киосков и павильонов и придание им эстетически оправданного для такого города, как Петербург, вида.
Александр Доронин
председатель совета НП "Союз малых предприятий"
Сложность состоит не только в том, что бизнесу нужно купить и поставить новый киоск. Смена всегда сопровождается уймой дополнительных расходов. Например, предпринимателям каждый раз требуется обращаться к землеустроителям, оплачивать дополнительные услуги ГУИОН. Ни для кого не секрет, что бизнесу приходилось выбирать рекомендованные фирмы. Не исключаю, что производить торговые объекты нового типа будут несколько компаний, приближенных к администрации. Возиться с индивидуальными проектами особой нужды не будет: отладил процесс, и можно штамповать.
Алексей Третьяков
председатель совета Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка