Темная сторона светлой радости

У нас принято радоваться продажам автомобилей. Хотя это давно выглядит как радость несмышленого ребенка. Достаточно присмотреться, чтобы понять, какой ущерб наносит автомобилизация.

В результате дорожных происшествий в России гибнет в 5 – 8 раз больше людей, чем в европейских странах. В год на дорогах лишаются жизни 30–33 тыс. человек — это как целый райцентр, калеками становятся 200 – 300 тыс. человек — это уже небольшой областной центр. Причем страдают более всего молодые трудоспособные люди. В последнее время был принят целый ряд решений, связанных с ужесточением наказаний за правонарушения автомобилистами на дорогах, однако число ДТП они пока сократили незначительно.
Как отмечает известный доктор Леонид Рошаль, называющий автомобиль орудием убийства, огромные средства идут из бюджета здравоохранения страны на операции по спасению пострадавших в ДТП, порой крайне дорогостоящие, а также на восстановительное лечение.

Время — деньги

Еще одна негативная сторона автомобилизации городов — пробки. Это глобальная экономическая и экологическая проблема, негативное влияние которой будет только возрастать. Об этом свидетельствуют данные исследований различных научных и коммерческих организаций.
Во всех крупных городах автомобилист из–за дорожных заторов в среднем тратит на дорогу в 2 раза больше времени. Снижение скорости движения, в свою очередь, ведет к увеличению себестоимости грузоперевозок — на 30%. Это становится причиной снижения эффективности экономики и роста цен на товары.
Американцы в 2011 году провели в пробках 5,5 млрд ч, что обошлось им в $121 млрд (3,9 трлн рублей) с учетом затрат на топливо и потерю времени. К 2020 году эта сумма может вырасти, согласно прогнозам, в 1,6 раза. Согласно же данным Минтранса РФ, ущерб от пробок на российских дорогах еще выше, чем в США, — 4,5 – 5,3 трлн рублей в год, хотя количество машин в России почти в 10 раз меньше.

Причина болезней

Экологи обращают внимание, что в Петербурге 92% загрязнений воздуха приходится на автовыхлопы. Негативный эффект проявляется в виде ухудшения здоровья населения и финансовых потерь. "Россия ежегодно теряет из–за неблагоприятной экологической обстановки 6% ВВП. 55 млн человек дышат загрязненным воздухом", — заявила Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, выступая в мае этого года на Невском международном экологическом конгрессе.
Относительно здоровья есть и другая статистика: население России за последние несколько лет резко прибавило по ожирению, выйдя на третье место в мире по этому показателю! Причина в том, что люди все меньше ходят пешком, предпочитая перемещаться в мягких автомобильных креслах. Снижение двигательной активности также становится причиной кардиологических заболеваний, болезней опорно–двигательного аппарата, органов мочеполовой системы.
В ухудшении здоровья также заложены несчитанные цифры экономического ущерба от преждевременной утраты или снижения работоспособности людей.

Улучшение жизни

Европейские страны в последние годы осуществляют многое для того, чтобы жизнь с автомобилями была менее вредоносной для здоровья, жизнедеятельности людей, экономики. Автовладельцев убеждают минимизировать пользование автомобилем или вообще отказаться от него.
С помощью властных мер автотранспорт выдавливают из городов, экономическими мерами ограничивают возможности его передвижения и парковки в центре, переводят городской общественный транспорт на альтернативное топливо, стимулируют приобретение в частное владение электромобилей.
При этом запретительные меры компенсируются развитой системой общественного транспорта, выделением полос для велосипедистов, строительством пешеходных зон.
В Петербурге нет единой программы, которая была бы направлена на снижение негативного эффекта от использования автомобилей. Нет и отдельных проектов, которые бы улучшили ситуацию с экологией, пробками, снижением ДТП. Поэтому, закрыв глаза на проблемы, продолжаем радоваться автомобилизации.